ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
12 АПРЕЛЯ
День учителя математики
О смысле и красоте отвлеченных формул
Тысяча математиков в одно время и в
одном месте. И каких: учителя, профессора, авторы
учебников и задачников – все здесь! Начинается
день. Кажется, сейчас все доски испишут
формулами, исчертят геометрическими фигурами –
их ведь не остановить. Но... звучит музыка. Она
задает необходимый всем общий настрой, и уже не
важно, что в зале, где выступает Александр
Григорьевич Мордкович, не хватает мест, – важно,
что российская математическая школа, одна из
лучших в мире, не сдает своих позиций. Имея
столько поклонников и поклонниц, она обречена на
успех.
В своих выступлениях учителя, научные сотрудники
безоговорочно сходились в одном. Если раньше в
школе был период, когда в связке учитель – ученик
первый обеспечивал математические знания,
умения, навыки второго, то теперь и авторам
учебников, и практикам становится все понятнее,
что сам по себе синус двойного угла школьнику не
нужен. Ему нужен смысл, который стоит за вроде бы
отвлеченными формулами, нужно личностное
понимание того, что происходит на уроках
арифметики, алгебры, геометрии. Так на Дне
учителя математики появился незримый ученик. И
день как бы раздвинул рамки своего названия: из
профессионального праздника школьных
математиков превратился в День учителя
математики и его ученика. Математика не ради
математики, а ради того, кого учу. Пишу учебник,
учу чистому математическому языку, красоте
формулы или геометрической фигуры. Как говорил в
своем выступлении Игорь Федорович Шарыгин, член
Международной комиссии по математическому
образованию, математика – экологически чистый
продукт нашей культуры, и, как уже доказала
медицина, даже от созерцания математической
задачи у школьника улучшается самочувствие.
Конечно, если учитель вдумчиво и неторопливо
ведет его по пути формирования математического
мышления.
У нас большой предмет, говорят математики, пять
часов в неделю, мы видимся с ребятами каждый день,
почти как родители. И иногда лучше понимаем, что
происходит с нашими детьми, чем они. Мы очень
обеспокоены тестированием по математике,
которое вводится сейчас в связи с ЕГЭ. При
существующем положении вещей будет происходить
девальвация математического образования,
считает Валерий Идельевич Рыжик, учитель из
Петербурга, сам, кстати, автор тестов, учебников и
пособий по математике, он ведет встречу учителей
“О тестировании”.
В этот день учителя обсуждали три пути развития
школьной математики – российский, американский,
японский. Говорили о мифах преподавания
математики в школе, и Герман Григорьевич Левитас,
учитель школы № 1199, особенно поражался одному из
самых распространенных – “они, учителя, всегда
стоят спиной к ребенку”. В его школе, даже если
учителя нет в классе, все ребята занимаются
математикой. На это работает сам уклад школьной
жизни, который, правда, создается не за один день.
Еще проблема. Ребята поступают в старшую школу и
говорят: я не технарь, не естественник, я –
гуманитарий. Что делать? И вот Лариса Петровна
Евстафьева, учительница школы № 210 Петербурга,
решилась и написала учебник “Геометрия для
гуманитариев”. Курс рассчитан на три учебных
часа в неделю. Отдельная книжка для десятого,
отдельная для одиннадцатого класса. Причем,
заметьте, последняя гораздо тоньше первой.
Правильные учебники.
Тысяча математиков в Доме учителя! Стульев
катастрофически не хватает, вот, кажется, сейчас
начнут сердиться, фыркать и уходить недовольные.
Нет. Все по-другому. Наверное, потому, что, как
сказала Софья Львовна Соловейчик, главный
редактор “Математики”, редакция постаралась
выполнить заявки учителей на все сто процентов.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|