Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №27/2002

Информация

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН 
11 АПРЕЛЯ

Светлана ПОПОВА

День учителя физики

Весь окружающий мир – наша лаборатория!

Выступления, выступления, почти без перерыва. Организаторы тщетно намекали физикам на регламент. Те с явным сожалением покидали кафедру. Увы, совсем не оставалось времени на дискуссию и вопросы из зала.
Прямо с парадной лестницы (далее – везде) громоздились столы, заставленные хитроумными сооружениями. Называлось это мероприятие “Физический мир пластиковой бутылки”. Под руководством С.Кириллова (УВК № 1830) ребята, лаборанты НИИЧаВо (чародейства и волшебства), манипулировали с пластиком, водой, магнитами. Зрителям предлагалось разгадать капризы подпрыгивающей воды, секрет магнита в невесомости, свистка совы и водяной веревки.
На выставке физических приборов среди всякого разного, собранного из проводов и деталей конструктора “Лего”, был предмет с чудным названием “психрометр большой воды”. Но физики бродили вокруг запросто, без особого благоговения.
На круглом столе “Школа-вуз” обсуждали базисный план. Вердикт: полная ерунда. Вспоминали, как много давали физики пятнадцать лет назад. Теперь же, чтобы уложиться в план, заниматься с учениками приходится дополнительно во внеурочное время, иногда на подоконнике в коридоре. Физики жалобно сетовали: 2 часа физики – это до глупого мало! И с горечью: “Нам пишут учебники, нас учат, нас проверяют люди, которые школьных проблем и не нюхали”.
Физика – наука экспериментальная. Одни опыты мы увидели, о других услышали, а приборы, сделанные детьми, вызвали бурные ахи. Ученики 8 класса продемонстрировали макет “Электрификация деревни”. Контакты – гвоздик и скрепка – сплошной подручный материал. В американских школах считают: весь мир вокруг нас – кабинет физики. И умудряются обучать физике даже в бассейне, а ускорение усваивают на тележках по школьному коридору. Нам бы так не стесняться.
На заседании “Физика: зачем и какая” серьезно поговорили о грустной, отчасти нелепой модернизации образования. Признались: никто не имеет опыта преподавания механики в 10 классе, где было запланировано 4 часа физики, учебник заказан, написан, сдан – число часов сократили до трех. Как все втиснуть, никто не знает, а выпускные тесты уже составлены по новой программе.
Тестирование – болевая точка. В этом году предлагается 45 вариантов заданий (в прошлом было только 10). И все равно на вопрос: “Период обращения Луны вокруг своей оси” – правильно ответили всего 13 процентов тестируемых, часть учащихся считали, что Луна совсем не вращается. В прошлом году были задачи философско-мировоззренческие, а в этом – оптика, механика, объяснение физических явлений, построение графиков, выдвижение гипотез. Нельзя упустить время, но нельзя и задавить ненужными знаниями. Предложены цели и задачи углубленного изучения физики: в 7–8 классах приучить ребят наблюдать доступные явления; в 9 классе привлекать математику, начинать строить таблицы; в 11 классе сформировать представление о колебательных процессах, освоить механику. С другой стороны, научить наблюдать, понимать и описывать за 1,5 года невозможно. Если только натаскать.
У А.Кириченко (школа № 1216) своя беда – его астрономический сайт быстро устаревает. Даже количество спутников у Юпитера через месяц может быть иным. Но найден выход: можно работать с созвездиями, там помедленнее поступают новости. Поиском информации ученики занимаются сами. На страницах сайта спектральные классы звезд, классификация звездных объектов, словари, ссылки на статьи.
Компьютер помогает и в дистанционном изучении физики. Учащиеся получают консультации, шлют письма с вопросами и решением задач, работают с педагогом по Интернету.
На какие только фокусы и выдумки не идет учитель, чтобы заинтересовать детей своим предметом!
Есть и много идей нескучных уроков: “Школьная метеостанция” (приборы сконструировали семиклассники), “Остров J7” (растения, цветы и водоросли, каждый по-своему реагирует на температуру и давление). А еще в школе можно сделать экспозицию по тексту оды Ломоносова “О пользе стекла” (совместный проект физиков и химиков). Главное – не лениться.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru