Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №27/2002

Информация

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН 
9 АПРЕЛЯ

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

День учителя биологии

Наука, за которой невозможно угнаться

Если учителей, преподающих один и тот же предмет, собрать вместе, о чем пойдет разговор? О педагогике или о новых научных открытиях? Смотря какой предмет. Если это биологи, то интерес к последним научным работам будет явно доминировать над анализом педагогических проблем. Что и показал День учителя биологии.
Секрет прост: наука биология развивается с катастрофической скоростью. То, что двадцать лет назад казалось абсолютной истиной, сегодня считается безнадежно устаревшим и даже полной ерундой. А в некоторых областях “науки о живом” объем человеческих знаний удваивается каждые десять лет. Может ли школьный учитель уследить за всем этим? Нет, конечно. Но должен? Безусловно! Информационный голод – вот что мучит наших педагогов. Потому-то на всех лекциях и “круглом столе” в Большом зале был аншлаг. Темы докладов учителей-биологов – “История генетики от Менделя до наших дней”, “Блистающий мир белков и пептидов”, “Геном человека – гены. Способности, поведение” – очень интересовали гостей марафона.
Многие детские вопросы сегодня легко загоняют учителя в тупик. Откуда они берутся? Из сенсационных статей в прессе, из разговоров с родителями и сверстниками. Новая, часто непроверенная информация о живых объектах заставляет ребят задуматься, как-то иначе посмотреть на себя, на окружающий мир. Дети идут со своими вопросами к учителям, а те, несмотря на нехватку времени и доступной литературы, чувствуют себя обязанными знать точный ответ. Неудивительно, что им приходится учиться всю жизнь.
Участникам марафона повезло. Лекции им читали интересные. Иногда даже романтичные.

Рассказ об истории генетики поразил всех. Особый эмоциональный настрой лектора быстро передался залу. Слушали затаив дыхание, лекцию конспектировали почти дословно. Значит, скоро она прозвучит в сотнях школ страны.
Когда поток специфических терминов зашкаливал, народ не стеснялся, засыпал авторов серьезными профессиональными вопросами. “Круглый стол” о геноме человека и его связи с поведением ошеломил. Казалось, вот сейчас, через минуту, учителя начнут спрашивать: как же всех учить одной программе, если дети такие разные генетически? Но этого вопроса не задал никто. Похоже, учителям было важнее понять и принять информацию, которой поделились с ними биологи-исследователи.
При обсуждении дополнительного образования выяснилось: биологию в нашей школе преподают с толком, используя проектные, исследовательские и внеурочные методы. Кружки юных натуралистов есть почти в каждой школе. Разнообразные естественно-научные исследования ведутся. Выездные экспедиционные работы проводятся. Общее недоумение: как при свободной системе приема учеников и при отсутствии отметок вести поурочное планирование строго по часам, соблюдать наполняемость групп (не меньше 15 детей)? Ведь такие кружки, как правило, разновозрастные. Заниматься в них можно в любое время. Да и работа педагога не массовая, а штучная, действительно индивидуальная. Чтобы хоть как-то оплатить ему многочасовую нагрузку, приходится вести подложную документацию. Хорошо еще, что руководство закрывает на это глаза.
Школа зачастую не жалует такие кружки и станции юннатов. Почему? “Ревность, – нашел ответ один из лидеров мастер-классов. – Ребята отдают любимому делу много сил и времени и забывают про обязательные школьные предметы”. Слишком увлекаться запрещают детям и родители: мол, разве биология – это профессия? Баловство одно! Бедным энтузиастам не позавидуешь.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru