Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №27/2002

Информация

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН 
8  АПРЕЛЯ

Евгения СОКОЛОВА

День учителя географии

...И электронная карта ночной Земли

Зачем ребенку география? Логика предмета прежде была такова: школьник обязан знать все о природных богатствах своей советской Родины.
На интересы самого ребенка – стать Робинзоном Крузо, открывать этот мир по-своему – внимание обращали редкие учителя-географы, а отнюдь не авторы учебников и не учителя учителей – предметные методисты.
Зачем ребенку учить географию сейчас? Вот такой вопрос на круглом столе “Школьная география – куда дальше?” задали организаторы учителям. И услышали ответ: “Чтобы ученики умели общаться с миром”, “Чтобы ребенок научился смотреть и видеть, понимать, что его окружает”, “Я стараюсь пробудить детское любопытство”.
Этот день в Доме учителя был посвящен пространствам путешествий, науки, учебников, географических уроков.

В каждом ученом затаился подросток-путешественник. Это точно. Как загорелись глаза у кандидата географических наук М.Деева, когда он читал лекцию о морском льде! Зал строчил в блокноты. Классный материал для урока, да еще из первоисточника – от настоящего исследователя!
За живое задела всех и проблема территориальной структуры России в начале нового века, которую поднял доктор географических наук Г.Лаппо: огромная страна, совершенно разные природные и климатические условия, слишком противоречивые взгляды на роль в истории “пространственного чувства” россиян; кто мы, учителя и ученики, – хозяева огромного мира под названием Россия или его пленники?
Тема, с которой вышел к учителям ученый-географ В.Горлов – “Что такое глобализация и что она значит для России”, – тоже никого не оставила равнодушным. Входишь в класс к старшеклассникам с конспектом этой лекции и говоришь: ребята, я вчера слушала специалиста по глобализации, а вы смотрели по телевизору митинг антиглобалистов, давайте разбираться.
Какая география без экзотики? Путешественник В.Кеткович только что вернулся из экспедиции с богатой коллекцией. Он рассказал о том, каким удивительным почетом окружены в племени “старые мамы”, и как проходит инициация мальчиков, и о “педагогическом предмете”, которым пользуются старички племени, – коротенькая такая деревянная палочка: если ребенок не занят делом, старик может к нему подойти, стукнуть палкой по лбу и только потом объяснить причину своего неудовольствия. Так и разгуливают старички по деревне с “педагогическими палочками”.

Учитель географии относится к школьному учебнику благоговейно. Поэтому желающих послушать знаменитых авторов было более чем достаточно. Пришлось даже трансляцию в соседний зал организовать.
В.Максаковский, академик РАО, отметил: наши учебники географии признаны самыми научными учебниками в мире. Жаль только, что их язык ребенку бывает труден. Для того чтобы создать отличный учебник по географии, автор должен обладать даром научной популяризации. Ведь апеллировать нужно не только к разуму школьников, но и к их чувствам.
Практика показала: из разнообразия учебников учителя географии выбирают какой-то один и зачитывают его до дыр. Может быть, решение Министерства образования выпускать учебники географии “линиями”, чтобы от 6 до 11 класса были учебники одного автора и одного редактора, поможет учителям усовершенствовать свои курсы?

Каких только уроков не напридумывали учителя географии! Например, “Карта, перевернутая вверх ногами”. Страсти на уроке по поводу – это “правильная” карта? – разгорелись не на шутку. Ребята в шоке от непривычной картинки, долго не могут прийти в себя, спорят. И... освобождаются от стереотипов, учатся видеть мир таким, какой он есть, а не “как это положено”.
География прекрасно уживается с экономикой. Мастер-класс учительницы О.Крыловой о географо-экономических мини-проектах старшеклассников убедительно доказал это. Даже шутку (как составить трудовой договор между Винни-Пухом и Пятачком – ведь нанял же медвежонок поросенка бродить под деревом с открытым зонтиком) рассматривали всерьез, как и экономические процессы, идущие в стране и сильно отражающиеся на нашем мегаполисе.
Помечтайте: вот вы вечером смотрите на Землю из космоса, в окнах свет, люди ужинают, играют с детьми, на улице горят фонари, мигает реклама. А вот непрерывное производство – оно светится и днем и ночью, работа такая. Это не фантастика – это электронная карта ночной Земли, которую показал в педагогической гостиной учитель А.Савельев. На земном шаре не так уж много ярких точек: Москва, Питер, Западная Сибирь, ну еще Нью-Йорк и западный берег острова Тайвань. Так и в преподавании географии: что-то в школе ярко освещено и понятно, а что-то пока не прояснено. На то и День учителя географии, чтобы темных пятен становилось все меньше.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru