ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
8 АПРЕЛЯ
День учителя географии
...И электронная карта ночной Земли
Зачем ребенку география? Логика
предмета прежде была такова: школьник обязан
знать все о природных богатствах своей советской
Родины.
На интересы самого ребенка – стать Робинзоном
Крузо, открывать этот мир по-своему – внимание
обращали редкие учителя-географы, а отнюдь не
авторы учебников и не учителя учителей –
предметные методисты.
Зачем ребенку учить географию сейчас? Вот такой
вопрос на круглом столе “Школьная география –
куда дальше?” задали организаторы учителям. И
услышали ответ: “Чтобы ученики умели общаться с
миром”, “Чтобы ребенок научился смотреть и
видеть, понимать, что его окружает”, “Я стараюсь
пробудить детское любопытство”.
Этот день в Доме учителя был посвящен
пространствам путешествий, науки, учебников,
географических уроков.
В каждом ученом затаился
подросток-путешественник. Это точно. Как
загорелись глаза у кандидата географических
наук М.Деева, когда он читал лекцию о морском
льде! Зал строчил в блокноты. Классный материал
для урока, да еще из первоисточника – от
настоящего исследователя!
За живое задела всех и проблема территориальной
структуры России в начале нового века, которую
поднял доктор географических наук Г.Лаппо:
огромная страна, совершенно разные природные и
климатические условия, слишком противоречивые
взгляды на роль в истории “пространственного
чувства” россиян; кто мы, учителя и ученики, –
хозяева огромного мира под названием Россия или
его пленники?
Тема, с которой вышел к учителям ученый-географ
В.Горлов – “Что такое глобализация и что она
значит для России”, – тоже никого не оставила
равнодушным. Входишь в класс к старшеклассникам
с конспектом этой лекции и говоришь: ребята, я
вчера слушала специалиста по глобализации, а вы
смотрели по телевизору митинг антиглобалистов,
давайте разбираться.
Какая география без экзотики? Путешественник
В.Кеткович только что вернулся из экспедиции с
богатой коллекцией. Он рассказал о том, каким
удивительным почетом окружены в племени “старые
мамы”, и как проходит инициация мальчиков, и о
“педагогическом предмете”, которым пользуются
старички племени, – коротенькая такая
деревянная палочка: если ребенок не занят делом,
старик может к нему подойти, стукнуть палкой по
лбу и только потом объяснить причину своего
неудовольствия. Так и разгуливают старички по
деревне с “педагогическими палочками”.
Учитель географии относится к школьному
учебнику благоговейно. Поэтому желающих
послушать знаменитых авторов было более чем
достаточно. Пришлось даже трансляцию в соседний
зал организовать.
В.Максаковский, академик РАО, отметил: наши
учебники географии признаны самыми научными
учебниками в мире. Жаль только, что их язык
ребенку бывает труден. Для того чтобы создать
отличный учебник по географии, автор должен
обладать даром научной популяризации. Ведь
апеллировать нужно не только к разуму
школьников, но и к их чувствам.
Практика показала: из разнообразия учебников
учителя географии выбирают какой-то один и
зачитывают его до дыр. Может быть, решение
Министерства образования выпускать учебники
географии “линиями”, чтобы от 6 до 11 класса были
учебники одного автора и одного редактора,
поможет учителям усовершенствовать свои курсы?
Каких только уроков не напридумывали учителя
географии! Например, “Карта, перевернутая вверх
ногами”. Страсти на уроке по поводу – это
“правильная” карта? – разгорелись не на шутку.
Ребята в шоке от непривычной картинки, долго не
могут прийти в себя, спорят. И... освобождаются от
стереотипов, учатся видеть мир таким, какой он
есть, а не “как это положено”.
География прекрасно уживается с экономикой.
Мастер-класс учительницы О.Крыловой о
географо-экономических мини-проектах
старшеклассников убедительно доказал это. Даже
шутку (как составить трудовой договор между
Винни-Пухом и Пятачком – ведь нанял же
медвежонок поросенка бродить под деревом с
открытым зонтиком) рассматривали всерьез, как и
экономические процессы, идущие в стране и сильно
отражающиеся на нашем мегаполисе.
Помечтайте: вот вы вечером смотрите на Землю из
космоса, в окнах свет, люди ужинают, играют с
детьми, на улице горят фонари, мигает реклама. А
вот непрерывное производство – оно светится и
днем и ночью, работа такая. Это не фантастика –
это электронная карта ночной Земли, которую
показал в педагогической гостиной учитель
А.Савельев. На земном шаре не так уж много ярких
точек: Москва, Питер, Западная Сибирь, ну еще
Нью-Йорк и западный берег острова Тайвань. Так и в
преподавании географии: что-то в школе ярко
освещено и понятно, а что-то пока не прояснено. На
то и День учителя географии, чтобы темных пятен
становилось все меньше.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|