Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №27/2002

Первая тетрадь. Политика образования

 
ПОВЕСТКА ДНЯ

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Школа – в профиль!
Равнение на вузы...

11 апреля в Министерстве образования прошло всероссийское совещание, на котором обсуждался проект концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования.
Главной задачей совещания было не принятие какого-то окончательного решения, а обсуждение различных позиций по данному вопросу, подготовка рекомендаций для разработчиков документа.

По словам министра образования Владимира Филиппова, «сегодня школа уже созрела для перехода на профильное обучение, поскольку в течение последних лет она без указки сверху, исходя из реалий жизни, занималась дифференциацией, индивидуализацией, особенно в старших классах. Это проявлялось в углубленном изучении отдельных предметов, дисциплин, в совместной работе школ и вузов, в создании лицейских и гимназических классов и т.д.».
Социологи утверждают, что около 12% опрошенных учащихся считают приемлемым уровень и характер получаемого ими полного среднего образования. Школьники и их родители видят необходимость дополнить существующее содержание образования информационными технологиями (85%), иностранными языками (55%), углубленным изучением отдельных предметов (42%).
Однако при составлении основных профилей обучения разработчики опирались не на конкретные специальности, а на типичный набор дисциплин, по которым чаще всего сдаются вступительные экзамены в вузы (в недалеком будущем ЕГЭ). Таким образом были определены четыре группы профилей:
1. Гуманитарный. 2. Естественно-математический. 3. Социально-экономический. 4. Информационно-технологический.
Относительно небольшой набор профилей, который носит рекомендательный характер, будет дополнен гибкой системой курсов по выбору, предоставив учащимся возможность сменить профиль в процессе обучения.
А чтобы выбор подростка был более осознанным, в 9 классе предлагается ввести так называемую предпрофильную подготовку – также за счет курсов и факультативов.
...Итак, позиция авторов концепции не лишена противоречивости: с одной стороны, они делают акцент на личностно-ориентированное обучение, с другой – на подготовку к вузу. Как это возможно совместить в рамках одной программы, пока еще никто не объяснил.
Чтобы ввести в стране профильное образование, требуется серьезная структурная, организационная, содержательная перестройка школы, подкрепленная нормативной базой и финансовыми рычагами.
Структура профильного обучения формируется из трех типов курсов:
– базовых общеобразовательных, обязательных для всех учащихся независимо от выбранного ими профиля;
– профильных;
– эклективных – обязательных курсов по выбору школьников, подкрепляющих профильное обучение, к примеру «Химические технологии» и «Экология» в естественно-научных классах.
Авторы концепции намереваются сократить количество часов на изучение базовых непрофильных дисциплин, для того чтобы избежать перегрузок учащихся. Ежегодно предлагается выделять по 35 учебных часов на проектную и научно-исследовательскую деятельность и увеличить количество часов на изучение вариативного школьного компонента БУПа в 9 классе до 20–25% аудиторной нагрузки, что в два-три раза превышает нынешние показатели.
Кроме того, разработчики предлагают внести изменения в существующее положение о типах и видах общеобразовательных учреждений, поскольку на смену гимназиям, лицеям и спецшколам с углубленным изучением тех или иных дисциплин придут одно- или многопрофильные гуманитарные гимназии, технологические лицеи. Из их числа выделятся так называемые ресурсные центры, обладающие лучшей по сравнению с другими школами материально-технической базой и кадровым потенциалом.
Предполагается, что широкое введение профильных школ не исключает их «мирного сосуществования» с общеобразовательными, которые, по словам Анатолия Пинского, со временем либо «отомрут, не выдержав конкуренции с профильными, либо будут успешно продолжать свою деятельность».

24 апреля концепция будет рассмотрена на заседании Федерального координационного совета, в мае – опубликована для широкого обсуждения, в июне – доработана по замечаниям из регионов. В этом же месяце планируется сформировать авторские коллективы по созданию новых и корректировке прежних программ, учебников и пособий для учителей.
Затем не менее полугода потребуется для разработки документов, обеспечивающих нормативно-правовые и экономические основы деятельности профильной школы. Решающее обсуждение концепции состоится в октябре на коллегии Министерства образования.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru