ПОВЕСТКА ДНЯ
Школа – в профиль!
Равнение на вузы...
11 апреля в Министерстве образования прошло
всероссийское совещание, на котором обсуждался
проект концепции профильного обучения на
старшей ступени общего образования.
Главной задачей совещания было не принятие
какого-то окончательного решения, а обсуждение
различных позиций по данному вопросу, подготовка
рекомендаций для разработчиков документа.
По словам министра образования
Владимира Филиппова, «сегодня школа уже созрела
для перехода на профильное обучение, поскольку в
течение последних лет она без указки сверху,
исходя из реалий жизни, занималась
дифференциацией, индивидуализацией, особенно в
старших классах. Это проявлялось в углубленном
изучении отдельных предметов, дисциплин, в
совместной работе школ и вузов, в создании
лицейских и гимназических классов и т.д.».
Социологи утверждают, что около 12% опрошенных
учащихся считают приемлемым уровень и характер
получаемого ими полного среднего образования.
Школьники и их родители видят необходимость
дополнить существующее содержание образования
информационными технологиями (85%), иностранными
языками (55%), углубленным изучением отдельных
предметов (42%).
Однако при составлении основных профилей
обучения разработчики опирались не на
конкретные специальности, а на типичный набор
дисциплин, по которым чаще всего сдаются
вступительные экзамены в вузы (в недалеком
будущем ЕГЭ). Таким образом были определены
четыре группы профилей:
1. Гуманитарный. 2. Естественно-математический. 3.
Социально-экономический. 4.
Информационно-технологический.
Относительно небольшой набор профилей, который
носит рекомендательный характер, будет дополнен
гибкой системой курсов по выбору, предоставив
учащимся возможность сменить профиль в процессе
обучения.
А чтобы выбор подростка был более осознанным, в 9
классе предлагается ввести так называемую
предпрофильную подготовку – также за счет
курсов и факультативов.
...Итак, позиция авторов концепции не лишена
противоречивости: с одной стороны, они делают
акцент на личностно-ориентированное обучение, с
другой – на подготовку к вузу. Как это возможно
совместить в рамках одной программы, пока еще
никто не объяснил.
Чтобы ввести в стране профильное образование,
требуется серьезная структурная,
организационная, содержательная перестройка
школы, подкрепленная нормативной базой и
финансовыми рычагами.
Структура профильного обучения формируется из
трех типов курсов:
– базовых общеобразовательных, обязательных для
всех учащихся независимо от выбранного ими
профиля;
– профильных;
– эклективных – обязательных курсов по выбору
школьников, подкрепляющих профильное обучение, к
примеру «Химические технологии» и «Экология» в
естественно-научных классах.
Авторы концепции намереваются сократить
количество часов на изучение базовых
непрофильных дисциплин, для того чтобы избежать
перегрузок учащихся. Ежегодно предлагается
выделять по 35 учебных часов на проектную и
научно-исследовательскую деятельность и
увеличить количество часов на изучение
вариативного школьного компонента БУПа в 9
классе до 20–25% аудиторной нагрузки, что в два-три
раза превышает нынешние показатели.
Кроме того, разработчики предлагают внести
изменения в существующее положение о типах и
видах общеобразовательных учреждений, поскольку
на смену гимназиям, лицеям и спецшколам с
углубленным изучением тех или иных дисциплин
придут одно- или многопрофильные гуманитарные
гимназии, технологические лицеи. Из их числа
выделятся так называемые ресурсные центры,
обладающие лучшей по сравнению с другими школами
материально-технической базой и кадровым
потенциалом.
Предполагается, что широкое введение профильных
школ не исключает их «мирного сосуществования» с
общеобразовательными, которые, по словам
Анатолия Пинского, со временем либо «отомрут, не
выдержав конкуренции с профильными, либо будут
успешно продолжать свою деятельность».
24 апреля концепция будет рассмотрена на
заседании Федерального координационного совета,
в мае – опубликована для широкого обсуждения, в
июне – доработана по замечаниям из регионов. В
этом же месяце планируется сформировать
авторские коллективы по созданию новых и
корректировке прежних программ, учебников и
пособий для учителей.
Затем не менее полугода потребуется для
разработки документов, обеспечивающих
нормативно-правовые и экономические основы
деятельности профильной школы. Решающее
обсуждение концепции состоится в октябре на
коллегии Министерства образования.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|