ДОМАШНИЙ АРХИВ
ИСТОРИЯ ВЕСНЫ
Каким голубым бывает небо,
когда мы тянемся к нему
Из переделкинского дневника. Апрель 2002
года
Женщины стирали белье
и несли его в тазах к натянутым между соснами
веревкам. Мальчишки лазали через заборы, копали
червей в чужих огородах, бежали с удочками к реке.
Зимой шли в школу за три километра, сбиваясь по
дороге в тесную по-муравьиному компанию.
Мужчины пили кофе в утренних сумерках и садились
за пишущие машинки, или начинали диктовку, или
листали словарь в поисках нужного слова. А если
его не было в словарях, то уходили в ближний лес, в
овраг, к роднику или в поле – искать слова в
шелестении дождя и листьев. Иногда они
возвращались с найденным словом и, забыв скинуть
сапоги, в плащах и штормовках, как слепые
проходили в комнату, шуршали бумагой на столе,
рассыпали карандаши...
Дощатые двухэтажные дома желтели широкими
окнами веранд и с горы, от станции, казалось, что
это медленно плывут пароходы, а потом, уткнувшись
в сосны, пережидают непогоду.
Так они и стоят до сих пор, ветшая, собирая под
стрехами воробьев и желтые сосновые иголки, а на
чердаках – старые газеты и дырявые бидоны, с
которыми когда-то ходили за молоком в соседнюю
деревню.
Запахи леса и огорода, бормотанье радио и далекий
звон к заутрене, перестук ночных поездов и
разговоры о гранках, верстках и корректурах... Эта
жизнь еще таится здесь, в подмосковном поселке
Переделкино. Его нарочито придумали когда-то для
наилучшего надзора за писателями, а он стал
островом русской словесности.
Горький запах
дыма. На серой, только что оттаявшей земле жгут
ветки и прошлогодние листья. Тихо и пустынно,
где-то сочится вода.
Лохматая дворняга дремлет на пригреве у входа в
старый корпус писательского Дома творчества. Не
Лорд ли тебя зовут? Не о тебе ли писал совсем
недавно поэт Владимир Корнилов, так любивший
Переделкино: «Трусоватый грязный Лорд, ты дороже
нам породистых собак...»
На втором этаже Дома творчества распахнуто окно,
и слышно, как потрескивает-постукивает пишущая
машинка. Совершенно забытый звук.
На воротах дома Чуковского объявление: «Всегда в
продаже пушистые котята». Толкаю калитку, и
собака Авва провожает меня в зеленый сарайчик, а
там и правда – разноцветные котята возятся в
коробках.
На веранде дома Корнея Ивановича стоит
велосипед, забытый Солженицыным тридцать лет
назад.
Рядом в одноэтажном деревянном домике – детская
библиотека, которую создал когда-то на свои
деньги Чуковский. Здесь можно запросто почитать
у окна книжку с автографом Маршака.
* * *
Пушкин, Пастернак... Для детей это – почти одна
эпоха. А в пастернаковском доме открываешь книгу
отзывов и среди дежурных записей туристов со
всего мира вдруг со смущением видишь письма
Борису Леонидовичу его современников. И это
поражает не меньше, чем открытая форточка в
кабинете поэта.
«Дорогой
Борис Леонидович! Вот и еще раз навестил Вас. Хотя
слова сказать уже и не с кем. Навеки Вы в моей
душе. И никогда мне не забыть нашего последнего
разговора по телефону, после которого голоса
Вашего я более не слышал...»
А рядом – неровный почерк детей двадцать первого
века.
«Я вырвался из школы № 131, чтобы посетить ваш
музей. Федя».
«Я впервые здесь открыла Пастернака. У меня
замерло сердце. Г.Е.»
«Замечательно спокойное и тихое место. Здесь, в
этом доме, хочется раствориться, соединиться со
всем миром. Так надоели войны и прочие
потрясения, а здесь в одночасье сбрасываешь все
это с плеч. Оганисян Альберт, уроженец г.
Грозного».
«Хочу стать большой и понять произведения
Пастернака...»
Бедный дом Окуджавы. Бедный не потому, что
одноэтажный, дощатый, а потому, что – без хозяина.
Любой дом, потерявший хозяина, глядит на мир
сиротой. Так же было первое время и с домом
Пастернака, и с домом Чуковского, но по ним сейчас
видно – они смирились, вошли в новую роль.
А дом Булата Шалвовича еще вздрагивает от чужих
шагов. И как ни украшай его плакатами и девизами
со строчками из песен, а дом все скорбен и окна
его смотрят грустно и отрешенно.
Около
переделкинского храма вдруг увидел на одном из
надгробий: «...иеромонах Антоний (Солнышко)». И
пока я стоял несколько секунд, а потом оглянулся
– солнце вышло, и все преобразилось. Каким
голубым бывает небо, когда в него тянутся тонкие,
будто похудевшие за зиму, березы...
...И на деревьях в вышине
Потеют от тепла скворешни.
И не хочется верить тревожным сведениям о том,
что за Переделкино идут мафиозные сражения. О
том, что поле перед музеем Пастернака, поле,
вошедшее в стихи поэта, и то под угрозой,
приглянулось кому-то застроить его коттеджами.
Воздух, которым дышали Борис Пастернак, Арсений
Тарковский, Булат Окуджава и Юрий Левитанский –
неужели этого мало, чтобы хранить и лелеять?
А красная сосна, о которой Корней Чуковский
говорил Юрию Ковалю: «Это необыкновенная сосна.
Это – Переделкинская Сосна. От Катаева она
принимает поклонение, а мне отвечает
взаимностью...»
А кедр в усадебном парке, с которым прощался
знаменитый славянофил Юрий Самарин, уходя в
ополчение во время Крымской войны?..
Неужели останется только по нескольку
мемориальных соток вокруг музеев, а дух, уклад
места окончательно истает, гонимый шумом строек,
теснимый бетонными заборами, презираемый рыбьим
взором камер наружного наблюдения...
* * *
Пыльной тяжестью лежат
прошлогодние листья на робкой, еще невидимой
глазу траве. А трава на четвереньках сидит под
темно-пергаментными листьями, боится высунуться.
Не зря боится. Утром вернулся зимний,
надтреснутый из-за резкого ветра воздух. Толокно
снежинок пролетело и растаяло. «Апрельский снег,
оплошливый снежок!..»
Но в полдень на солнечной стороне, у стены
самаринской усадьбы, уже храбро раздвигаются
тенеты старых листьев и выглядывают лепестки,
травинки, пучки чего-то зеленого, свежего,
хмельного.
В усадьбе раньше был детский санаторий. Теперь
его закрыли.
Одинокий милиционер выходит на крыльцо покурить
и спросонья глядит на меня. Он не знает, что здесь
будет дальше. Военная тайна.
Дмитрий ШЕВАРОВ
Фото автора
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|