РЕЖИССУРА УРОКА
СКОРО СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ
Как аукнется, так и откликнется
Работа по группам: плюсы и минусы
Меня пригласили в педагогический
колледж одного из уральских городов с тем, чтобы
я рассказала будущим учителям о режиссуре урока.
Я подумала: ну не лекцию же читать, не объяснять
же про то, как правильно… Тем не менее с чего-то
надо начинать беседу. Я и начала – с рассказа о
«диктанте на дружбу», одном из эффектных приемов
социоигровой педагогики. Получилась сказочная
агитация в пользу групповой работы.
В конце занятия я поинтересовалась у недавних
школьников (а это были первокурсники),
использовал ли кто из их школьных учителей
работу по группам на своих уроках. Трое из
присутствующих студентов (бывшие одноклассники)
сказали: да, у них была одна учительница, которая
«увлекалась» работой по группам. Я попросила
написать, как проходила у них в классе групповая
работа, припомнив все ее плюсы и минусы. Студенты
пообещали и – что приятно– выполнили свои
обещания, прислав по электронной почте эти
работы.
Уроки истории иногда проходили уж
слишком весело. Поначалу это забавляло, но потом
стало приводить в ужас…
Вот, например, типичная картина. Входим в класс,
здороваемся с учителем и ждем, что же будет
дальше. Учительница нам говорит, что мы будем
работать по группам и нам надо разбиться по
парам, но так как «спокойно и никого не обижая, мы
делиться по группам не умеем», она сама поделит
нас на группы обычным способом. (А ведь точно: мы,
учителя, бывает, грешим этим. – Прим. «Режиссуры
урока».)
По обыкновению мы стали возмущаться дележом.
Начался гам, все спорили, ну а некоторые молчали.
Учительница дала каждой группе задание:
прочитать отрывок параграфа и подготовить по
нему рассказ так, чтобы в рассказе участвовали
все. И тут-то... О, это надо было видеть! Кто орал,
что ничего не понял. Кому-то не понравился
отрывок. У кого-то начала болеть голова. Кому-то
было очень весело, и он орал от удовольствия. А
некоторые говорили, что вообще ничего не будут
читать и рассказывать, и делайте что хотите…
Учительница пыталась нас успокаивать. Но чтобы
успокоить наш класс, нужен талант и самое главное
– терпение… (Браво, Тамара! – Прим. «РУ».)
Парты шатались. Все грохотало. Пеналы, ручки,
тетрадки, учебники – словом, все, что можно было
взять в руки и бросить куда-нибудь, летало по
классу…
Прозвенел звонок. Но мы поначалу его не услышали
– такой стоял ор. Потом кто-то крикнул: «Звонок
был!» – и побежал в столовую. Класс стал
приходить в себя... Ужас! Дикий Запад!..
А спроси, как это получилось, никто толком
объяснить не сможет.
Тамара Н.
Наша историчка проводила групповые работы чуть
не каждый день… На уроке истории всегда стоял
галдеж: учительница просто не справлялась с
буянами нашего класса. Но буянов понять можно:
надоедает же целыми уроками рыться в книжках! (А
это мысль! – Прим. «РУ».) Честно говоря, ее
«бригадный метод» достал почти всех.
Учительница ничего не объясняла, только
притаскивала тяжелые тома, раздавала их по
группам, а мы должны были рыться в этих
энциклопедиях. Терпения у нас не хватало, и мы
начинали валять дурака.
Даша Л.
Урок истории у нас сдвоенный. А.В. объявила, что
сегодня опять будет групповая работа. Классу это
не понравилось, и начался галдеж. Чтобы успокоить
нас, ей потребовалось пол-урока.
Когда все были утихомирены, она положила на стол
бумажки с нарисованными геометрическими
фигурками (квадратики, треугольники, кружки,
многоугольники) (Прям детский сад! – Прим. «РУ».) и
попросила первый ряд подойти к столу и взять
карточки как можно тише и быстрей, а затем сесть
на место. Взяли, сели. Но это оказался только
первый дубль. Дело в том, что А.В. показалось, что
было слишком шумно…
После четвертой попытки первого ряда взять
карточки (Да, детишкам не позавидуешь... – Прим.
«РУ».) было разрешено подойти к столу следующему
ряду...
Когда наконец карточки были у нас на руках,
прозвенел звонок с урока. Мы вышли на переменку,
точнее, нас выгнали для сохранности кабинета.
Предстоял еще один урок «групповой работы».
На переменке мы поменялись бумажками, но групп, в
которых мы хотели работать, не получилось. Тогда
все, кто получил «кружочки», а не «треугольники»,
которые они хотели, зайдя в класс, нарисовали
себе их сами и предъявили А.В. как документ
нахождения в группе. Подвох замечен не был.
Тамара И.
А это сочинение было с явным привкусом
художественности:
Звенит звонок, и из коридора в класс вваливаются
дети. Несмотря на слабые попытки учительницы
утихомирить их, шум, грохот, шуршание, какое-то
пищание и не перестающие крики не стихают еще
несколько минут.
Но вот все успокоились и встали в ознаменование
начала урока. Приветствуя учителя, они не
забывают при этом активно перешептываться между
собой.
– Здравствуйте, дети! Садитесь, – сказала
учительница своим тихим, немного раздражающим
голосом.
Дети дружно сели, создав при этом такой шум и
грохот, что их, наверное, было слышно по всему
этажу.
Перво-наперво учительница стала проверять
домашку (надо было заполнить таблицу). Она
сказала положить раскрытые тетради на край
парты, а у кого таблицы нет – пусть кладет
дневник.
Идет по ряду, дневники собирает, лишь у
нескольких наиболее добросовестных учеников
есть таблица. И среди них – я.
Дошла до меня, смотрит. Я таблицу показываю. Да
такую хорошую, вся исписана мелким почерком –
видно, что поработал дома!
– Молодец! – похвалила она меня и пошла дальше.
Ликуя, я аккуратненько, пока она не спохватилась,
убираю тетрадь по биологии с супертаблицей в
портфель.
Так, двойка меня миновала. Но и многим другим
повезло: встала учительница перед классом и
начала нас ругать за недобросовестное
выполнение домашнего задания, а дети на первой
парте дневники с ее стола тащат один за другим и
передают по классу.
Когда учительница села за стол, там только пара
дневников осталась.
– Кто взял дневники?! – обратилась она к первой
парте. – Вы?
– Нет, нет, что вы!
Подходит к одному «двоечнику»:
– Дай мне свой дневник!
– Нету.
– Куда дел?
– Вам отдал.
Что такое? Где дневник? Точно обманывает!.. «Ладно,
– думает учительница, – продолжу урок». А по
глазам видно – пропажу ищет. Злая, наверное. Но не
показывает.
– Итак, теперь разделимся на команды.
По классу проносится гул недовольства: мол, опять
двадцать пять! Но делать нечего, хозяин – барин.
Взял каждый по кусочку от разрезанных открыток,
стали бегать по классу и практически в открытую
меняться карточками, чтобы собраться в группы,
кто в какие хочет. Все бегают, кроме меня и моего
лучшего друга. Подождали мы, пока все соберутся в
группы, подошли к одной, затем к другой, поменяли
свои карточки и вместе присоединились к одной из
групп.
– Найдите причины Английской буржуазной
революции, – дает учительница первое задание. А
эту революцию мы уже урок десятый проходим, с
места не двигаемся.
– Даю вам на эту работу пять минут.
Зачем? Ну да ладно, все равно этих пяти минут было
мало, чтобы обсудить... а обсуждали все что только
можно, кроме этой самой Английской революции. (И
правильно! Как аукнется, так и откликнется:
учительница делала вид, что работает, а ученики
делали вид, что учатся. – Прим. «РУ».)
Закончилось время, встал человек из какой-то
команды, прочитал содержимое своей тетради.
– Молодец, а теперь следующее задание... – Но
закончить она не успела, потому что в класс вошел
дежурный и вызвал несколько человек, в том числе
и меня с другом, в медицинский кабинет.
Там нам сделали прививку. Мы подождали остальных
и только тогда собрались идти в класс. Но тут врач
нас остановил. Он сказал моему другу немедленно
принести страховой полис. Я решил пойти с ним –
все лучше, чем сидеть в душном кабинете, бегать к
учительнице за кусками текста, который мы уже
несколько раз читали, выслушивать очередное
задание, а потом сидеть и маяться дурью в
ожидании того, когда она начнет спрашивать.
(Точно! Только ты, Стас, не забудь об этом
ученическом опыте, когда сам станешь учителем. –
Прим. «РУ».) Заодно и свежим воздухом подышу…
Когда мы вернулись в школу, до конца урока
оставалось несколько минут.
И вот наконец прозвенел звонок, и всех из класса
как ветром сдуло.
А во время завтрака, который был сразу после
этого урока, наш класс съел весь несъедобный
завтрак (наверное, из-за стресса на уроке).
Стас Е.
Постскриптум
Да, видно, ребята нахлебались «бригадного
метода» по самую макушку. А я их агитировать!.. Не
прислали б они мне эти мемуары – до сих пор
пребывала бы в иллюзии, что выполнила свою миссию
– на всю оставшуюся жизнь убедила их работать
малыми группами. Как бы не так! Ведь у них – свой
опыт, и он, увы, негативный. А приобрести другой –
возможности не было. В том числе и на моей
агитационной лекции. Все ж таки одолел меня
педагогический зуд. Или лень было от стула
отрываться (что тоже правда)... А надо было! И от
стульев отрываться, и столы двигать. И «диктант
на дружбу» именно писать, а не басни о том, как это
делается, рассказывать. Ведь лучше один раз
увидеть, чем сто раз услышать.
Хорошо хоть откликнулись... Значит, доверие я у
них какое-то своим рассказом о социоигровой
стилистике все ж таки заслужила. И на том спасибо.
Но не впасть бы в другую иллюзию – о том, что
проведи я с ними тогда этот диктант – им бы сразу
и открылись все глубины режиссуры урока. Нет,
конечно! До глубин еще плыть и плыть –
барахтаясь, всплывая, захлебываясь, но тем не
менее снова и снова ныряя за жемчужинками
мастерства.
Ведь, как известно, скоро сказка сказывается, да
не скоро дело делается...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|