Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №26/2002

Первая тетрадь. Политика образования

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА

Пока жива школа, жива и деревня. В современной публицистике эта фраза одна из самых частых. Кто будет спорить с очевидным? Но и школа без участия деревни не состоится, пропадет. Это в городе можно жить в одном месте, а учиться – ездить на метро в другой район. В деревне так не получится. Здесь все рядом, все свои, родные в буквальном смысле – тетки, дядья, сваты, кумы часто живут на соседних улицах. Оттого и учение детей всегда было общим, мирским делом. И школу-то часто ставили на общинной земле, на свои кровные денежки, вскладчину. Сейчас, конечно, многие обстоятельства поменялись, но от древней крестьянской психологии куда денешься? Вот и продолжают люди во многих местах считать школьное дело своим. Всем селом, а то и всем районом ищут деньги для детей, ищут новые формы преподавания и выживания – в Сибири, на Кубани, в Финляндии. О том, что из этого получается, читайте, пожалуйста, в сегодняшнем выпуске «Сельской школы».

Провинция делает ответный ход

Как в Финляндии школа становится центром реставрации села

Опыт образовательной работы с сельским населением в зарубежных странах имеет длительную историю и отличается яркой национальной спецификой, поскольку строится на народных традициях и обычаях.
Особое внимание к образованию сельского взрослого населения характерно для США. Программа кооперативного развития по сельскому хозяйству поддерживалась федерацией штатов и местными властями на протяжении более чем 100 лет по всей стране.
Для России особенно интересным является опыт скандинавских стран, и прежде всего Финляндии.
В Финляндии в результате бурной индустриализации 60–70-х годов молодежь и многие люди среднего возраста стали переезжать из сел в города. В результате миграции количество людей, нуждающихся в образовательных и других организациях, в селах резко снизилось, вследствие чего многие из таких учреждений были закрыты. Правительство в такой ситуации бездействовало, и тогда сами жители сел взяли инициативу в свои руки, создав комитеты взаимопомощи. Сегодня в Финляндии, в стране с населением в 5 млн человек, существует примерно три тысячи таких комитетов, где постоянно работают около 30 тыс. волонтеров и приблизительно 500 тыс. человек оказывают посильную помощь.
Эта инициатива получила название “Сельское движение”. Ее цель – создание привлекательного имиджа сельской жизни в социальном, культурном, экономическом и образовательном отношении. Важным достижением этого проекта стало открытие уникальности финской провинции через изучение ее истории в процессе самоуправляемого обучения.
По традиции, существующей в Скандинавии, группы людей собираются для изучения местной истории по всей стране. Типичной чертой таких кружков является то, что сами их участники решают, когда, где и как они хотят обучаться и нуждаются ли в помощи экспертов. Они не получают субсидий от государства, но могут рассчитывать на небольшие суммы от какой-либо образовательной организации-куратора в порядке финансовой помощи.
Открытое сотрудничество с образовательными учреждениями не представляет трудности, так как большинство муниципальных центров образования взрослых были традиционно открытыми для жителей сел, желающих учиться. Подобные центры наряду с другими организациями оказывают помощь в изучении местной истории, предоставляя материалы и проводя вводные курсы по технике ведения исторического исследования и анализа исторических документов, обеспечивая базами данных, фактами, фотографиями, а также публикуя отчеты о сделанных открытиях.
Университет Хельсинки в 1987 г. в Миккели создал особый образовательный исследовательский центр “Сельское движение”. Этот центр предлагает консультационную поддержку, организует встречи по обмену опытом, имеет библиотеку, проводит курсы и семинары для участников движения по всей стране и осуществляет контроль за развитием движения.
Были опубликованы сотни книг по истории сел и поселков. Причем в процессе работы в контакт с исследователями вступали соседние села, что постепенно создало широкую сеть групп, изучающих историю целых регионов и всей страны. Интерес к истории привел к возрождению древних традиций и осознанию важности культурного наследия в жизни коммун.
Участники движения отреставрировали старые здания и превратили пустовавшие школы в помещения для проведения различных общественных мероприятий. Дома престарелых стали комплексами по оказанию помощи, где можно встретить представителей всех поколений.
Культурные мероприятия, и в особенности театр, всегда привлекали множество людей в Финляндии. Жители сел теперь пишут сценарии социальных пьес для постановок на местной сцене. Есть сведения, что даже был открыт местный банк. Все эти мероприятия требовали специфических знаний и навыков; таким образом, возникла естественная мотивация к обучению тому, что необходимо «здесь и сейчас».
В Финляндии существует немало возможностей для обучения: кружки, публичные библиотеки, консультационные центры и т.д., даже «телекоттеджи» – сервисные центры, где желающие могут использовать новейшие телекоммуникационные технологии. Подобные центры создаются в Финляндии с 1988 г., и сейчас их около 50.
К важным результатам деятельности “Сельского движения” можно отнести и поднятую им дискуссию об экологическом фермерстве. Главное достижение – в изменении жизненной позиции людей. Прежняя пассивность постепенно сменилась инициативностью и уверенностью в себе перед лицом кризисной ситуации.
Таким образом, финская модель обучения претворила в жизнь многое из того, о чем сейчас говорят во всем мире в связи с непрерывным образованием.

Нина ЛИТВИНОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru