СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА
Пока жива школа, жива и деревня. В
современной публицистике эта фраза одна из самых
частых. Кто будет спорить с очевидным? Но и школа
без участия деревни не состоится, пропадет. Это в
городе можно жить в одном месте, а учиться –
ездить на метро в другой район. В деревне так не
получится. Здесь все рядом, все свои, родные в
буквальном смысле – тетки, дядья, сваты, кумы
часто живут на соседних улицах. Оттого и учение
детей всегда было общим, мирским делом. И школу-то
часто ставили на общинной земле, на свои кровные
денежки, вскладчину. Сейчас, конечно, многие
обстоятельства поменялись, но от древней
крестьянской психологии куда денешься? Вот и
продолжают люди во многих местах считать
школьное дело своим. Всем селом, а то и всем
районом ищут деньги для детей, ищут новые формы
преподавания и выживания – в Сибири, на Кубани, в
Финляндии. О том, что из этого получается,
читайте, пожалуйста, в сегодняшнем выпуске
«Сельской школы».
Провинция делает ответный ход
Как в Финляндии школа становится
центром реставрации села
Опыт образовательной работы с сельским
населением в зарубежных странах имеет
длительную историю и отличается яркой
национальной спецификой, поскольку строится на
народных традициях и обычаях.
Особое внимание к образованию сельского
взрослого населения характерно для США.
Программа кооперативного развития по сельскому
хозяйству поддерживалась федерацией штатов и
местными властями на протяжении более чем 100 лет
по всей стране.
Для России особенно интересным является опыт
скандинавских стран, и прежде всего Финляндии.
В Финляндии в результате бурной
индустриализации 60–70-х годов молодежь и многие
люди среднего возраста стали переезжать из сел в
города. В результате миграции количество людей,
нуждающихся в образовательных и других
организациях, в селах резко снизилось,
вследствие чего многие из таких учреждений были
закрыты. Правительство в такой ситуации
бездействовало, и тогда сами жители сел взяли
инициативу в свои руки, создав комитеты
взаимопомощи. Сегодня в Финляндии, в стране с
населением в 5 млн человек, существует примерно
три тысячи таких комитетов, где постоянно
работают около 30 тыс. волонтеров и
приблизительно 500 тыс. человек оказывают
посильную помощь.
Эта инициатива получила название “Сельское
движение”. Ее цель – создание привлекательного
имиджа сельской жизни в социальном, культурном,
экономическом и образовательном отношении.
Важным достижением этого проекта стало открытие
уникальности финской провинции через изучение
ее истории в процессе самоуправляемого обучения.
По традиции, существующей в Скандинавии, группы
людей собираются для изучения местной истории по
всей стране. Типичной чертой таких кружков
является то, что сами их участники решают, когда,
где и как они хотят обучаться и нуждаются ли в
помощи экспертов. Они не получают субсидий от
государства, но могут рассчитывать на небольшие
суммы от какой-либо образовательной
организации-куратора в порядке финансовой
помощи.
Открытое сотрудничество с образовательными
учреждениями не представляет трудности, так как
большинство муниципальных центров образования
взрослых были традиционно открытыми для жителей
сел, желающих учиться. Подобные центры наряду с
другими организациями оказывают помощь в
изучении местной истории, предоставляя
материалы и проводя вводные курсы по технике
ведения исторического исследования и анализа
исторических документов, обеспечивая базами
данных, фактами, фотографиями, а также публикуя
отчеты о сделанных открытиях.
Университет Хельсинки в 1987 г. в Миккели создал
особый образовательный исследовательский центр
“Сельское движение”. Этот центр предлагает
консультационную поддержку, организует встречи
по обмену опытом, имеет библиотеку, проводит
курсы и семинары для участников движения по всей
стране и осуществляет контроль за развитием
движения.
Были опубликованы сотни книг по истории сел и
поселков. Причем в процессе работы в контакт с
исследователями вступали соседние села, что
постепенно создало широкую сеть групп, изучающих
историю целых регионов и всей страны. Интерес к
истории привел к возрождению древних традиций и
осознанию важности культурного наследия в жизни
коммун.
Участники движения отреставрировали старые
здания и превратили пустовавшие школы в
помещения для проведения различных общественных
мероприятий. Дома престарелых стали комплексами
по оказанию помощи, где можно встретить
представителей всех поколений.
Культурные мероприятия, и в особенности театр,
всегда привлекали множество людей в Финляндии.
Жители сел теперь пишут сценарии социальных пьес
для постановок на местной сцене. Есть сведения,
что даже был открыт местный банк. Все эти
мероприятия требовали специфических знаний и
навыков; таким образом, возникла естественная
мотивация к обучению тому, что необходимо «здесь
и сейчас».
В Финляндии существует немало возможностей для
обучения: кружки, публичные библиотеки,
консультационные центры и т.д., даже
«телекоттеджи» – сервисные центры, где желающие
могут использовать новейшие
телекоммуникационные технологии. Подобные
центры создаются в Финляндии с 1988 г., и сейчас их
около 50.
К важным результатам деятельности “Сельского
движения” можно отнести и поднятую им дискуссию
об экологическом фермерстве. Главное достижение
– в изменении жизненной позиции людей. Прежняя
пассивность постепенно сменилась
инициативностью и уверенностью в себе перед
лицом кризисной ситуации.
Таким образом, финская модель обучения
претворила в жизнь многое из того, о чем сейчас
говорят во всем мире в связи с непрерывным
образованием.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|