СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА
Пока жива школа, жива и деревня. В
современной публицистике эта фраза одна из самых
частых. Кто будет спорить с очевидным? Но и школа
без участия деревни не состоится, пропадет. Это в
городе можно жить в одном месте, а учиться –
ездить на метро в другой район. В деревне так не
получится. Здесь все рядом, все свои, родные в
буквальном смысле – тетки, дядья, сваты, кумы
часто живут на соседних улицах. Оттого и учение
детей всегда было общим, мирским делом. И школу-то
часто ставили на общинной земле, на свои кровные
денежки, вскладчину. Сейчас, конечно, многие
обстоятельства поменялись, но от древней
крестьянской психологии куда денешься? Вот и
продолжают люди во многих местах считать
школьное дело своим. Всем селом, а то и всем
районом ищут деньги для детей, ищут новые формы
преподавания и выживания – в Сибири, на Кубани, в
Финляндии. О том, что из этого получается,
читайте, пожалуйста, в сегодняшнем выпуске
«Сельской школы».
Мечта ушедшего столетия
Эта маленькая кубанская школа уже
целый век плывет по волнам истории – но куда
плыть, она выбирает сама
Есть школы современные,
Красивые и важные,
Все в зеркалах и мраморе
И на полу паркет.
Но мне милее скромная,
Моя одноэтажная.
Другой такой, поверьте мне,
На целом свете нет –
уверяет школьная песенка. История
строительства школы поселка Северный
действительно уникальна. И земля эта как только
не величалась. Первое название этой части
Екатеринодара было “Городские сады”, затем при
советской власти их переименовали в село
Калинино, которое было и Пашковского и
Ново-Титаровского районов. Потом места эти
считались безымянным населенным пунктом и
принадлежали городу в составе нескольких
районов. И только теперь, со строительством новой
трассы, местность окончательно (хотя, кто знает)
окрестили поселком Северным.
Собственно школьного здания в начале прошлого
века здесь не было, школа арендовала частный дом.
И когда стал вопрос о строительстве новой школы,
несколько раз посылали к городскому голове
ходоков, но всегда был отказ. Тогда в 1909 году с
ходоками пошел есаул Аким Чуприна, отец
заведующего школой Евгения Чуприны. Ходоки потом
рассказывали, как они, сняв шапки, стояли у двери,
а есаул, войсковой старшина Аким Чуприна, подошел
к голове, сел на край стола и сказал: “Ты мне
голову не морочь. Детей надо учить, и не в хате. А
надо школу строить”. В 1910 году школа была
открыта, а есаул стал ее почетным блюстителем.
Е.А.Чуприна был заведующим школой с 1910-го по 1917
год, потом ушел воевать в бело-казачьи войска и в
1918 году погиб. Успел он перестроить пятый класс
для учительской и комнату, в которой жила его
семья.
Перестройка школы велась непрестанно, всеми
последующими советскими директорами. В военные
годы и немцы внесли свою лепту в школьное
благоустройство. Понадобилась им конюшня – и
пристроили ее к школе, в которой размещался штаб.
После войны эта пристройка использовалась под
столовую, мастерские и хозяйственный блок. Немцы
наверняка немало удивились бы такой вместимости
своих конюшен. А в комнате, которую оккупанты
некогда приспособили под казино, ныне
располагается кабинет медсестры.
Самой “подвижной” комнатой школы оказалась
учительская, она несколько раз перемещалась из
одного крыла в другое. К 60-м годам нашлось и
постоянное место для кабинета директора.
Спортзал сменялся мастерскими, к бывшей конюшне
пристраивался коридор, а в его конце много лет
строился новый спортзал… Последние работы в нем
были завершены в 1995 году Жанной Константиновной
Намигулиной, она и по сей день директор школы.
Любит ее, заботится, обустраивает, но
перестраивать уже не думает. Да и сколько ж
можно…
Хотя проблема спустя столетие никуда не делась. В
начале этого, как и в начале прошлого века, школа
переполнена. Высокую, пусть и одноэтажную школу,
хатой, конечно, не назовешь. Но никак ей не
вместить в свои стены сотни учеников. Нужна новая
школа.
Традиция что ли такая у кубанских казаков –
перед начальством шапкой бить? Но хорошая, видно,
традиция, раз результаты дает. К 90-летию школы ее
директор добилась законного согласия на
строительство школы по уникальному проекту. На
чертежах представлены пять автономных блоков,
которые предполагается строить по частям. Желтый
блок – для начальных классов, голубой – для
средних, сиреневым цветом отмечены два будущих
спортзала, актовый зал и хореографический класс.
Административный корпус, где поместятся
предполагаемые социологи и логопеды,
неопределенного цвета. А стеклянный купол
означает, что здесь будет зимний сад. Все эти
блоки соединяются коридорами. В общем,
конструкция фантастическая. Уже заложен
бетонный столб, а в него торжественно помещена
капсула с посланием потомкам. Остальное зависит
от наполняемости бюджета и, наверное, местных
шапочных традиций.
Жанна Константиновна называет проект не иначе
как “Мечта ушедшего столетия”. Хотя теперь это,
скорее, реальность и головная боль нынешнего. И
правда, можно бесконечно долго благоустраивать
родную школу, близкую каждой достроенной
стенкой, каждым открытым окном.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|