СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА
Пока жива школа, жива и деревня. В
современной публицистике эта фраза одна из самых
частых. Кто будет спорить с очевидным? Но и школа
без участия деревни не состоится, пропадет. Это в
городе можно жить в одном месте, а учиться –
ездить на метро в другой район. В деревне так не
получится. Здесь все рядом, все свои, родные в
буквальном смысле – тетки, дядья, сваты, кумы
часто живут на соседних улицах. Оттого и учение
детей всегда было общим, мирским делом. И школу-то
часто ставили на общинной земле, на свои кровные
денежки, вскладчину. Сейчас, конечно, многие
обстоятельства поменялись, но от древней
крестьянской психологии куда денешься? Вот и
продолжают люди во многих местах считать
школьное дело своим. Всем селом, а то и всем
районом ищут деньги для детей, ищут новые формы
преподавания и выживания – в Сибири, на Кубани, в
Финляндии. О том, что из этого получается,
читайте, пожалуйста, в сегодняшнем выпуске
«Сельской школы».
Не глубинка, а общее пространство!
Лаборатория “Сельская школа”,
Ленинградская область
Лаборатория была создана еще в начале 2001
года, тогда же сформулированы глобальные цели и
ближайшие планы. Среди них: не оставлять на
произвол судьбы малочисленные и малокомплектные
школы, постараться организовать их общее
информационное пространство. Ведь ситуация
такова, что часто расположенные в глубинке школы
предоставлены сами себе. Так возникает ощущение
безысходности. Сельская школа вообще никогда не
была у нас избалована вниманием. Но посмотрите –
за эти годы сформировался уникальный опыт
самостоятельного действия сельских школ,
который трудно переоценить. У нас каждая такая
школа особенная: одна очень уж отдалена от
райцентра, в другой – смешанные классы, в третьей
и вовсе стоит вопрос о целесообразности ее
содержания. Поэтому мы приняли на себя
обязанность вникнуть в детали деятельности тех
или иных учебных заведений, чтобы не оценивать
всех по одной мерке.
Сначала важно представить индивидуальные
условия школ и уже потом с группами в чем-то
подобных друг другу школ можно решать
возникающие проблемы через обмен опытом. Пока
сделаны только первые шаги – на базе одной из
школ провели собрание директоров сельских школ и
договорились встречаться не реже раза в месяц,
проводить рабочие заседания лаборатории прямо в
школах и обучающие семинары для директоров
сельских школ. В ближайших планах – проведение
регулярных конференций по проблемам сельских
школ. Мы видим свою задачу в том, чтобы создать
новый комплекс разнообразной информации,
необходимой сельским учителям, собрать описания
новаторского педагогического опыта вместе с
адресами школ, чтобы учителям можно было поехать
встретиться: ведь педагогика – живая наука,
лучше всего перенимается из рук в руки. Мы
надеемся, что наша работа поможет учителю
маленькой школы решать его нелегкие
профессиональные задачи, даже живя в отдалении
от новых информационных технологий.
Виктор КУЦЕНКО,
руководитель лаборатории “Сельская школа”
при кафедре управления и развития образования
Ленинградского областного института развития
образования
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|