УЧЕБНИКИ N53
Марина ЦВЕТКОВА,
к.п.н., ведущий специалист
Министерства образования по информатике
Компьютер на колесах
Нестандартное решение одной проблемы
сельских школ
Массовая информатизация российских
школ, начавшаяся в прошлом году, позволяет
использовать компьютер и электронные учебники
(теперь их называют более общо – электронные
издания) как полноценных участников
образовательного процесса. Однако, как успела
показать недолгая практика, главной проблемой
для российских школ станет подключение к
Интернету. И даже не потому, что эта услуга
дорогая и непосильная для школ. Просто далеко не
всегда и не везде есть технические возможности
для такой связи, особенно на селе, где порой
каждый телефон на веc золота. Поэтому уже сейчас
важно попытаться нестандартно решить эту
проблему. Причем только на первый взгляд
предложенное решение может показаться слишком
экстравагантным. На самом деле по такой схеме уже
довольно давно работают многие американские
школы, есть опыт педагогов Пензы. И отвергать
идею только потому, что она слишком оригинальна,
было бы крайне неосмотрительно.
Итак, в настоящее время сельские школы
укомплектованы одним-двумя компьютерами с
медиаоборудованием (компакт-диск, аудиоколонки).
В некоторых школах подключают к компьютеру
телевизор с большим экраном и оборудуют в школе
медиалекторий, что позволяет повысить
эффективность использования
информационно-коммуникационных технологий в
обучении. Однако реализовать коммуникативную
составляющую информатизации обучения (выход в
Интернет) большинству школ крайне сложно, так как
подключение к глобальной сети через телефонную
линию не везде возможно, а кроме того,
неэффективно при работе с большими объемами
информации. Подключение сельских школ к
оптоволоконной сети вообще непозволительная
роскошь, и такие случаи существуют лишь в виде
исключения. Другие варианты подключения к
Интернету единственного школьного компьютера:
через радиомаяки, через спутниковый Интернет –
не может обеспечить индивидуальной работы в
сети.
Решение проблемы возможно с помощью мобильного
компьютерного класса. Автобус, оборудованный 5–10
компьютерами и радио-интернет позволит охватить
ИКТ до 10 школ регулярно: 1 раз в неделю на 3 часа –
образовательная деятельность, 1 час – услуги
населению, итого 4 часа на одну точку, в день – 2
точки, 5 рабочих дней – 10 точек. При этом можно
решить следующие задачи: поддержка предметного
обучения, обучение детей информатике и
информационным технологиям, обучение учителей
сельских школ, выход через Интернет в
электронные библиотеки страны,
культурно-просветительская работа, клуб
компьютерного творчества, предоставление услуг
интернет-почты и интернет-телефонии населению. И
еще одна немаловажная деталь: подобная
организация работы освободит небольшие сельские
школы от опасностей, связанных с хранением такой
ценности, как компьютерный класс.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|