УЧЕБНИКИ N53
Скажи мне, каким должен быть твой
друг?
Школьная дружба – это надолго, всерьез:
бывает, что и во всю жизнь не сдружишься ни с кем
крепче, чем за долгую дорогу школьных лет. Парта,
твой сосед-одноклассник и… учебник. А что, если…
а что, если придумать себе друга?! Скроить себе
под стать идеального партнера, помощника,
собеседника, в котором нет недостатков и все
устраивает? В Москве, в издательстве «Дрофа»,
прошла церемония награждения победителей
конкурса «Мой друг учебник» 2001/02 учебного года,
ставшего уже традиционным для школьников
Санкт-Петербурга.
Темы и номинации конкурса, а также
специальные призы поощряли многообразие
подходов, предоставляя простор и для фантазии, и
для игры, и для научно-практической,
исследовательской работы на равных.
Шестиклассники рецензируют и даже
самостоятельно проектируют учебник! Специальный
приз за рецензию получила Зюкина Ксюша (6 кл., шк.
№ 606, г. Пушкин). Приз за оригинальный проект
учебника «Этнография. Страны и народы» –
Кучевская Наталья (6 кл., гимназия № 524). Своих
адресатов нашли призы с оригинальными
формулировками «За гуманизм», «За ясность и
лаконичность», «За умение работать в команде». А
за «Гран-при» в Москву на встречу с
представителями «Дрофы» приехали четверо ребят.
И может быть, их размышления помогут
ученым-педагогам, ломающим головы над концепцией
современного учебника, а также авторам и
издателям создать идеальный учебник.
«Сегодня я хочу рассказать вам свою мечту. Мне бы
хотелось стать автором и издателем нового
учебника для развития логики. Ни для кого не
секрет, что в наш компьютерный век, когда мир
переполнен информацией, необходимо развивать
различные виды памяти, внимание, умение быстро
найти ошибку, выделить основную мысль. …Главное
– научиться наблюдать, анализировать и
логически мыслить. Тогда вся школьная
премудрость не навалится на меня беспорядочной
грудой, а легко разложится по полочкам». Это
цитата из конкурсной работы Германа Сапожникова.
Герман учится в шестом классе, увлечен
математикой и мечтает стать ученым. Он сетует,
что им, шестиклашкам, очень не хватает… логики –
искусства правильно мыслить. Неплохо было бы
выучиться, да вот с учебниками как-то… на строгий
вкус петербуржца… Издатели из «Дрофы» обещали
подумать.
Елена Корвацкая (11 кл., шк. № 508, СПб.) в конкурсном
сочинении на тему «Если бы я была издателем, то…»
предлагает оригинальную концепцию
периодического издания для школьников – «Новый
учебник». По мысли Елены, оно должно помочь им
ориентироваться в мире учебников вообще,
одновременно пополняя их знания в разных
специальных областях школьной программы. Вот
какие разделы и рубрики должны составить «Новый
учебник»: новинки и анонсы вышедших в свет
учебников; «До нас» – исторические выдержки из
первых учебников; «За кордоном» – выдержки из
иностранных учебников; «Хорошие» и «плохие»
учебники – рецензии; «Несуществующий я» – главы
из несуществующих учебников; «Сенсации и новости
научной жизни»; «Реклама». Лена же высказывает
«крамольную» мысль о том, что учебник должен быть
дорогим. Объясняя это тем, что дорогой учебник –
это прежде всего качественный учебник – от
содержания до полиграфии.
Александр Смирнов (10 кл., Бокситогорская
гимназия) не без оснований напоминает создателям
исторических учебников, что фактологическая и
концептуальная сторона того или иного события до
сих пор зачастую трактуется авторами с излишним
догматизмом, безальтернативно да и сухо. Свой
учебник истории («Мир в новое время. 1870–1918»)
Александр метафорически помещает на полку между
Оруэллом и Брэдбери. «Диалогизм», или скорее
«полилогизм», – вот что должно лежать в основе
изучения истории, считает Александр. Трудно
представить себе историческую эпоху вне ее
культурального контекста, без живой ткани
повседневности – быта и образа жизни людей. «В
моем представлении, – пишет Александр, –
идеальный учебник – альтернативный. Учебник, где
каждое историческое событие или факт имеют
разную трактовку и обоснованы документами и
мнениями исторических личностей, взгляд которых
на одно и то же историческое событие
диаметрально противоположен и рассматривается в
связи с нашим временем и будущим».
О чем мечтают школьники, чего ждут от книги, с
которой за год предстоит сродниться? Дети есть
дети, и чем увлекательнее будет процесс обучения,
тем эффективнее. «Развивающая игра» и «задача» –
предложите ребенку решить эту нехитрую дилемму.
Выбор победителей-конкурсантов однозначно на
стороне «игрового начала». И в первую очередь это
касается, конечно, учебников для младших классов.
Высказываются пожелания, чтобы
учебно-тренировочные и проверочные задания
оформлялись как системы кроссвордов, чайнвордов,
фильвордов. Многие развивающие задания могут
быть поданы в форме комиксов и рисунков, полагают
дети. Трудно переоценить роль иллюстративного
материала для книги. Как здесь не вспомнить Алису
из сказки Кэрролла: «Книга без картинок?! Фи!».
Опыт и пожелания педагогов также на стороне
визуализации, наглядности. И обязательно –
юмора, на который так благодарно откликаются все:
и выпускники-подростки, и ученики младших
классов.
В общем, можно сказать, что обратная связь, при
которой ученики и издатели равно информированы о
чаяниях и возможностях друг друга, налаживается.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|