УЧЕБНИКИ N53
Если медиатеки открывают, значит,
это кому-то нужно...
Информатизация объявлена одним из
приоритетных направлений в деятельности
Министерства образования
С миру по нитке – школе компьютер
4 марта 2002 года приказом министра
В.Филиппова утверждена рабочая комиссия по
созданию электронных средств учебного
назначения для общего и профессионального
образования. В составе этой новой структуры,
которую возглавила заместитель министра
Е.Чепурных, – представители различных
управлений министерства, ученые и даже один
педагог-практик – из столичного центра
образования «Юниор» – всего 20 специалистов,
деятельность которых связана с информатизацией
школ и вузов.
По действующим правилам – во избежание принятия
субъективных решений – в состав комиссии (так же
как и в состав профильной секции Федерального
экспертного совета) не входят разработчики и
производители электронных продуктов и
представители издательств, которые наряду с
традиционной («бумажной») учебной литературой с
недавних пор выпускают различные школьные
пособия на CD-дисках.
С другой стороны, совершенно очевиден тот факт,
что без их участия невозможно решить широкий
спектр задач, связанных с созданием, закупкой,
апробацией электронных продуктов,
нормативно-правовым обеспечением открытого
(дистанционного) образования, других не менее
важных вопросов.
Поэтому Елена Чепурных выступила с инициативой
регулярно, не реже чем раз в месяц, проводить
совместные совещания рабочей комиссии с
разработчиками электронных учебных изданий.
Первая встреча двух заинтересованных сторон
носила в основном информационный характер.
В своем выступлении Елена Чепурных рассказала об
этапах информатизации отрасли и каналах
финансирования этого процесса.
Как известно, в прошлом году были оснащены
компьютерами и электронными учебными пособиями
более 30 тысяч сельских школ, в этом году
планируется обеспечить аппаратно-программными
средствами 11 тысяч городских и поселковых
общеобразовательных учреждений, в 2003 году дойдет
очередь и до ПТУ.
Финансирование информатизации осуществляется
из самых разных источников. Например,
компьютеризация городских школ идет по
отработанной в прошлом году схеме: 40% (1 млрд
рублей) выделяет федеральный бюджет, 60% (1,3 млрд
рублей) – территории.
Кроме того, задействованы все возможные ресурсы
федеральных целевых программ: на осуществление
ФЦП «Развитие единой информационной
образовательной среды» запланировано в этом
году 1,7 млрд рублей, часть средств Федеральной
программы развития образования пойдет на
оснащение ресурсных центров по проведению ЕГЭ,
часть займа Мирового банка – на компьютеризацию
и подключение к Интернету районных управлений
образования, ассигнования президентских
программ – на обеспечение компьютерами и
специальными программами образовательных
учреждений для детей-сирот, инвалидов, одаренных.
Но и это еще не все. Министерство намерено
обратиться за помощью к крупнейшим зарубежным
благотворительным организациям: в настоящее
время ведутся переговоры с фондом Сороса о
создании электронных библиотек для вузов.
Не остаются в стороне от событий и отечественные
инвесторы: в рамках соглашения о совместной
деятельности с Федерацией Интернет-образования
ведется переподготовка учителей для работы с
новыми информационными технологиями. По словам
Е.Чепурных, это первый
общественно-государственный проект, основанный
на принципах паритетного софинансирования.
Среди 11 направлений информатизации,
определенных министерством, значительное место
отводится разработке электронных учебных
изданий. На эти цели в текущем году планируется
израсходовать 63 млн рублей.
Сам термин «электронные учебные издания»
появился на свет совсем недавно в результате
длительных дискуссий. Он включает в себя целый
спектр жанров: от учебников и
справочно-энциклопедической литературы до
тестов, аудиовидеоэкскурсий, лабораторных
практикумов. Последним в этом ряду придается
особое значение в связи с тем, что один
«всамделишный» кабинет химии, физики или
биологии стоит от 220 тыс. рублей и выше, и даже в
ближайшие 10–15 лет министерству не справиться с
оснащением школ реальным оборудованием.
В минувшем году в сельские школы на тендерной
основе была осуществлена поставка 27
наименований электронных учебных изданий. В
ближайшее время будет объявлен конкурс на
дополнительную закупку электронных учебных
изданий для сельских, городских и поселковых
школ.
6 января по линии НФПК был объявлен конкурс на
разработку и создание учебной литературы нового
поколения для общеобразовательных школ, итоги
которого планируется подвести 29 марта.
По словам Елены Чепурных, процесс разработки
электронных учебных изданий на CD-дисках не может
быть бесконечным: он завершится тогда, когда
произойдет массовая интернетизация школ. На
сегодня из более чем 31 тысячи сельских школ к
«мировой паутине» подключена в лучшем случае
тысяча.
Информационное неравенство – источник
реальных конфликтов
Примечательно, что в Окинавском
соглашении, подписанном главами восьми ведущих
стран мира, рассматриваются пути преодоления
информационного неравенства. Почему эта
проблема в последнее время приобретает
политический характер? Дело в том, что страны,
население которых имеет широкий доступ в
Интернет, развиваются гораздо быстрее и успешнее
(и в технологическом, и даже в социальном плане)
по сравнению с теми государствами, где процент
пользователей всемирной Сетью невысок. И такая
ситуация чревата социальной катастрофой.
Следовательно, «информационные» страны должны
способствовать скорейшей интернетизации своих
менее благополучных соседей по планете.
Россия пока еще не относится к числу
информационных держав. В 2000 году доля
информационных технологий в общем объеме ВВП
составила 4%, в том числе доля информационных
продуктов и услуг – всего около 1%. Для сравнения:
в развитых странах на этот сектор экономики
приходится более 20% ВВП. Занятость в сфере
информатизации составила в 2000 году около 500 тыс.
человек, то есть 6,8% от работающего населения.
Парк компьютеров на начало 2001 года составил
около 10 млн единиц, при этом домашние компьютеры
имеют 3–4% семей.
Однако социальную несправедливость можно
искоренить, если обеспечить компьютерной
техникой школы и детские библиотеки. Процесс, как
свидетельствуют приведенные выше цифры, уже
пошел. Но чтобы техника не оказалась лишь
украшением школьных интерьеров, не менее важен и
субъективный фактор, а именно – готовность
педагогов, библиотекарей и детей эффективно
использовать имеющиеся у них информационные
технологии.
Обсуждению этой проблемы было посвящено
заседание круглого стола на тему «Учебная
медиатека: зарубежный опыт и российская
практика», который состоялся в рамках первой
московской специализированной выставки
мультимедиа-технологий «Медиатека-2002».
Интранет – это звучит редко
В своем выступлении на «круглом столе»
руководитель проекта «Виртуальная школа»
компании «Кирилл и Мефодий» Марина Бухаркина
рассказала о формировании единой информационной
образовательной среды в столичной школе ОРТ №
1299.
Наряду с термином «Интернет» в наш обиход
постепенно входит понятие «Интранет»
(внутришкольная сеть, доступ к которой имеют
только преподаватели и учащиеся данного
образовательного учреждения), и наряду с
привычным словом «библиотека», которое зачастую
ассоциируется с пыльными стеллажами книг, наше
сознание все больше завоевывает неологизм
«медиатека» – коллекция разных видов информации
(текстов, фотовидеоаудиозаписей, мультимедиа и
т.д.) на электронных носителях.
Интранет в школе № 1299 содержит разнообразную
информацию и соответственно выполняет самые
разные задачи, прежде всего
организационно-управленческие и
информационно-познавательные. Например, для юных
пользователей открыты так называемые
виртуальные кабинеты – справочные материалы по
разным предметам, а также рубрика под названием
«Мои оценки» и даже рейтинг учащихся с 5 по 9
классы.
Также создан специальный интерфейс для
родителей – правда, с удаленным доступом –
дорога в «маленький» Интранет лежит через
большой Интернет, на котором расположен сервер
школы. Достаточно набрать пароль, чтобы
добраться до «секретных материалов» о
достижениях собственного чада.
Имеется также страничка учителя, на которой
можно найти необходимые для работы статьи и
книги.
Бланки школьной отчетности, документы и
нормативные акты, другие виды текущей
деятельности – в разделе администрации.
По каталогу школьной медиатеки можно заказать
книгу или любое другое издание на CD-диске.
Что наша жизнь?.. Пока игра
Правда, примеры школ, создающих свои
сайты в Интернете и Интранеты для внутреннего
пользования, пока еще единичны. Поэтому общая
электронная культура российских подростков пока
еще не на высоте и сводится в основном к
компьютерным и интернет-играм.
По свидетельству заведующей отделом
психологической поддержки читательской
аудитории Российской государственной детской
библиотеки (РГДБ) Веры Крюковой, современные дети
воспринимают библиотеки не как место для чтения
книг, а как досуговый, и прежде всего
компьютерный, игровой центр, благо в крупных
городах для этого созданы все условия.
Аналогичная проблема существует и на
Западе
Британские ученые даже ввели в этой
связи новый термин – видеоразвлекательная
культура.
Заведующая отделом социологических
исследований РГДБ Вера Чудинова 15 лет занимается
проблемами чтения детей и юношества, а в
последние два года – социальными и
психологическими аспектами освоения новой
техники у детей и взрослых.
Как показывают исследования, проведенные
социологами РГДБ, первое место в структуре
детского досуга все еще занимает телевидение, а
чтение отодвинулось на 4–6 место. С наступлением
Интернета возможно перераспределение
приоритетов. Но уже сегодня юные пользователи
информационных технологий – а среди
компьютерных фанатов большинство составляют
мальчишки – дружно отдают предпочтение играм.
Для наибольшей достоверности анкетирование
проводилось не только в Москве, но и в Рязани, где
только один из девяти опрошенных детей признался
в своем равнодушии к играм. Игра определяет образ
жизни и круг общения.
Несмотря на тягу к виртуальным развлечениям,
подростки гораздо быстрее взрослых овладевают
новыми информационными технологиями и умеют
пользоваться разными программами.
Как считают социологи, по отношению к Интернету
дети делятся на четыре условные группы:
1. Те, кто не умеет пользоваться Сетью.
2. Те, кто рассматривает Интернет как средство
общения.
3. Грамотные и продвинутые подростки,
использующие всевозможные функции глобальной
Сети.
4. Идеализирующие роль и значение Интернета и
убежденные в том, что «Интернет – это жизнь людей
века», «Это новый мир – мир будущего».
Подводя итоги исследования, социологи делают
такой вывод: в отличие от взрослых у детей
отсутствуют барьеры в восприятии и
использовании новых информационных технологий и
электронной визуальной культуры, к которым они
испытывают исключительно позитивное отношение.
Навигаторы в море информации
Как показал дальнейший ход дискуссии,
многие взрослые россияне действительно
относятся к Интернету настороженно – как к
хранилищу разнородной, некачественной и
временами опасной информации.
Иное дело на Западе, где население по большей
части использует Интернет как информационный
рынок товаров и услуг.
«Детективы и фантастику в библиотеках всегда
спрашивали чаще, чем романы Достоевского, –
отметил в своем выступлении президент компании
«Хронобус» Василий Урнов. – Соответственно
серьезных покупателей качественных
информационных услуг в Сети всегда будет меньше,
чем потребителей стандартных, зачастую
низкопробных товаров – например, порнографии,
которая является серьезным финансовым
подспорьем для всей глобальной Сети.
Выход один: известно, что человек что-то делает,
ищет, потребляет, если он к этому мотивирован.
Если найти правильные стимулы, пользователь
будет потреблять качественный, а не бросовый
информационный товар».
По свидетельству Веры Чудиновой, педагоги и
школьные библиотекари видят свою роль в том,
чтобы стать навигаторами детей в море
информации: книжной, электронной, виртуальной.
Проблема в том, что далеко не все готовы работать
с новыми информационными технологиями.
И если на переподготовку и повышение
квалификации педагогов уже направлены самые
разные каналы финансирования и этому вопросу
уделяется внимание в масштабе государственных
программ, то библиотекарям старшего поколения
приходится в основном заниматься
самообразованием.
В соответствии с современными международными
стандартами библиотекарь должен владеть
навыками и основами информационных технологий.
В российских вузах эта задача решается весьма
успешно. По словам заведующей лабораторией
«Школьная медиатека» ИОСО РАО Елены Ястребцевой,
Самарская академия культуры лет шесть готовит
специалистов по новым программам, но ни один из
них за эти годы не попал в школьную библиотеку:
библиотекари с хорошим знанием информационных
технологий чрезвычайно востребованы в
коммерческих фирмах.
Каким видится будущее школьных библиотек
российским экспертам? Их прогнозы опираются в
основном на зарубежный опыт.
Сам термин «библиотека» постепенно уйдет в
прошлое, уступив место медиатеке, которая станет
центром образовательного процесса. Будет
развиваться кооперация различных ресурсов –
школьных, детских, вузовских библиотек и
медиатек – для реализации различных целей
образования и информационной политики страны в
целом.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|