УЧЕБНИКИ N53
Школьные учебники –
маленькие проблемы, вузовские учебники...
Под словами «учебное книгоиздание»
обычно и привычно понимают издание литературы
для школ. Однако не менее важная, но менее
заметная для педагогической общественности
часть этого направления – учебная литература
для техникумов, ПТУ и вузов. Проблемам издания
именно этой литературы был посвящен “круглый
стол”, организованный в рамках прошедшей
ярмарки «Книги России» (Москва). Оказалось, что у
этих двух совершенно разных сфер учебного
книгоиздания немало как общих, так и специфичных
проблем. Не менее очевидно также, что решать их
придется вместе.
По мнению заместителя начальника
Управления учебного книгоиздания библиотек и
медиатек Бориса Кузнецова, открывшего
обсуждение, сегодня происходит ряд изменений в
государственной политике книгоиздания, и
некоторые из них можно оценивать как
благоприятные для отрасли, а некоторые могут
оказаться просто губительными для издателей
учебной литературы.
К несомненным положительным сдвигам можно
отнести внимание к библиотекам, как школьным, так
и вузовским. Сейчас разворачивается программа
Министерства образования по закупке 100-томного
собрания русской классики для библиотек
российских школ. Скоро будет проведен также
конкурс на лучшую университетскую литературу,
дипломанты которого пополнят университетские
библиотеки.
Однако условия для самих издательств в последнее
время последовательно ужесточаются. Участники
“круглого стола” выразили опасения, что
довольно резкая переориентация государственной
политики может пагубно сказаться на состоянии
учебного книгоиздания. Причем университетская
книга, а также книга для ПТУ и техникумов
оказываются в гораздо более тяжелых условиях,
чем школьные учебники.
Сегменту книгоиздания, работающему на вузы, ПТУ и
техникумы, в целом не удалось восстановить свои
позиции за годы льготирования. Если раньше из 260
издательств 20 занимались выпуском только
литературы для высшей и профессиональной школы,
то сейчас этих издательств сотни, но
специализируются на литературе для высшей школы
лишь единицы. Еще в начале 90-х гг. с рынка
практически полностью исчезла научная
литература в области фундаментальных
технических наук. И главным результатом этого
процесса стало то, что специальная вузовская
книга перестала быть общероссийской, она как бы
замкнулась в стенах местных вузов. Это значит,
что большинство учебников для высшей школы,
средних профессиональных заведений выходит в
региональных издательствах, обычно существующих
на базе местных университетов. И такая
литература доступна только на внутреннем рынке,
в остальных частях России нет никакой
возможности даже получить информацию о такой
новой книге, не то что само издание. Между тем
некоторые, а порой и многие из таких изданий
могли бы стать достоянием всей общественности.
Надо сказать, что Книжная палата пыталась решить
эту проблему и разработать сводный каталог, по
которому любую вышедшую на периферии книжку
можно заказать по почте (именно такая система
работает в большинстве развитых стран). Однако
этот проект, к сожалению, не удался.
Регионализация издания литературы для высшей
школы имеет еще один существенный аспект:
поскольку каждый вуз выпускает свою учебную
литературу, то вместо, например, классических
трудов видных специалистов студенты
предпочитают использовать лекции местных
преподавателей, купленные на кафедрах. И
напрашивается неутешительный вывод-приговор:
мелкие университетские издательства таким
образом снижают уровень нашего образования! Но
как показала развернувшаяся дискуссия, у этого
процесса есть и позитивные черты. По признанию
председателя совета директоров
издательско-книготоргового дома ««Логос»
Николая Пахомова, университетские издательства
– это подготовительные школы для крупных
центральных российских издательств. Плохие
авторы в университетских издательствах
вымываются так же, как на любом рынке. А в
практике всех крупных издательств есть опыт
договоров с авторами, а часто и руководителями
вузов об издании наиболее удачных «местных»
пособий массовыми тиражами. Таким образом,
сосуществование университетской классики и
местного научного творчества не только
неизбежно, но и плодотворно.
Общая для средней и высшей школы боль – реальная
недоступность учебников для учащихся –
школьников и студентов. И здесь на пути
книгоиздателей часто встают книжные магазины,
которые «накручивают» цену, иной раз удваивая
выходную стоимость книги, объясняя это тяжелыми
условиями аренды и другими причинами. Кроме того,
если книжные магазины охотно берут на реализацию
школьный учебник, то дело с учебниками для высшей
школы обстоит куда сложнее. Ведь далеко не все из
них ориентированы на массовый спрос. Поэтому
университетские учебники по многим дисциплинам
порой появляются в книжных магазинах чуть ли не в
единичном экземпляре.
Издатели университетской книги по сей день не
смогли решить проблему, которая мучила издателей
школьной литературы года три-четыре назад. А
именно: отдавая книги в регионы на реализацию,
издатели теряют до 20% средств в результате того,
что с ними просто не рассчитываются. Если с
книгоизданием для школы ситуация более-менее
стабилизировалась (возникли различные
региональные модели обеспечения школ
учебниками), издатели наладили связи с оптовыми
поставщиками, то пути новых учебников в вузы
порой неисповедимы. За вузовской литературой в
издательство может прийти торговец с сумкой, а
может приехать и грузовик… И тот и другой после
этого может исчезнуть из поля зрения издателя
навсегда.
Другое существенное отличие университетского
книгоиздания от школьного состоит в том, что
крайне неравномерно на этом рынке проявлена
пресловутая вариативность. По замечанию
заместителя директора издательства
Санкт-Петербургского государственного
университета Александра Петрова, сегодня в
стране издаются десятки учебников по философии и
всего несколько, например, по метрологии, причем
последние выходят очень небольшими тиражами, и
совсем не потому, что они не востребованы.
Как пояснил ситуацию Николай Пахомов, многие
вузовские специальности распределены мелкими
группами по разным высшим учебным заведениям
России. И по совокупности преподавателей и
студентов это довольно большой круг
потребителей, который фактически
пространственно сильно расколот и поэтому
является «невыгодным» клиентом. Одно из решений
было предложено Александром Петровым. По его
мнению, проблему с учебниками по специальным
дисциплинам, выпускать которые оказывается
невыгодным для издательств, можно решить
изданием их в электронном виде, что несколько
изменит структуру затрат на издание, а также
облегчит перевозку в разные части страны.
В советское время для обслуживания всех
специальностей собирались заявки со всей страны
и формулировался единый план издания. Теперь это
невозможно, и издательства часто просто не
представляют, какая литература нужна в вузах. И
задача министерства, по мнению издателей,
состоит в том, чтобы хотя бы информировать о
потребностях высшей школы издательства,
работающие на этом рынке.
Особую остроту приобрела в обсуждении тема
грифования учебной литературы. Если в
книгоиздании для школы здесь царит хотя бы
относительный порядок: работает ФЭС, отработана
процедура и критерии грифования, то при
грифовании университетской литературы, а также
литературы для средней и начальной
профессиональной школы царит полный хаос –
грифы выдают разные департаменты, УМО,
подразделения министерства.
Получили распространение грифы, которые дают
ученые советы факультетов крупных престижных
вузов, а также университетские ученые советы, и
эти грифы в реальности могут оказаться
«тяжелее», значимее, например, для книготорговца.
Причем не составляет большого секрета тот факт,
что министерский гриф – как в школьных
учебниках, так и в университетских – превратился
в некую условность. Кроме того, если министерская
экспертиза довольно дорога (особенно если
учитывать малую рентабельность университетской
литературы), то экспертиза профессионального
сообщества, как правило, вообще бесплатна. Ученые
советы заинтересованы в том, чтобы рекомендовать
действительно качественную литературу своим
студентам. Очевидно, что идея и система
министерской экспертизы вузовкой литературы
устарела и главный голос при рекомендации
учебников должен официально принадлежать
научному сообществу – кафедрам, ученым советам и
т.п. В принципе все соглашаются с тем, что
грифование учебников для высшей школы (где
сегодня насчитывается около 5 тысяч
специальностей!) не может осуществляться по той
же схеме, что грифование школьных учебников
(немногим более чем по 20 предметам). Однако пока у
министерства, что называется, не дошли руки до
этого вопроса.
Если книгоиздание для школ и для вузов по-разному
справляется со своими проблемами, то среднее и
начальное профессиональное образование до сих
пор находится у книгоиздания на положении бедных
родственников. Дефицит авторов, разнообразие
специальностей, отсутствие собственных издающих
структур привели к тому, что при потребности
среднего и начального профессионального
образования в учебных книгах в 3 тысячи
наименований реально выходит 200–300 наименований
(для сравнения, для высшей школы выходит 3 тысячи
при потребности около 6 тысяч наименований).
Таким образом, начальное и среднее
профессиональное образование верно идут к
догуттенберговскому обучению. И для этого
сегмента учебного книгоиздания, а также
образования ужесточение условий издательского
бизнеса может действительно оказаться
фатальным.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|