Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №25/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N53 
 

Татьяна ПУШКАРЕВА

Школьные учебники –
маленькие проблемы, вузовские учебники...

Под словами «учебное книгоиздание» обычно и привычно понимают издание литературы для школ. Однако не менее важная, но менее заметная для педагогической общественности часть этого направления – учебная литература для техникумов, ПТУ и вузов. Проблемам издания именно этой литературы был посвящен “круглый стол”, организованный в рамках прошедшей ярмарки «Книги России» (Москва). Оказалось, что у этих двух совершенно разных сфер учебного книгоиздания немало как общих, так и специфичных проблем. Не менее очевидно также, что решать их придется вместе.

По мнению заместителя начальника Управления учебного книгоиздания библиотек и медиатек Бориса Кузнецова, открывшего обсуждение, сегодня происходит ряд изменений в государственной политике книгоиздания, и некоторые из них можно оценивать как благоприятные для отрасли, а некоторые могут оказаться просто губительными для издателей учебной литературы.
К несомненным положительным сдвигам можно отнести внимание к библиотекам, как школьным, так и вузовским. Сейчас разворачивается программа Министерства образования по закупке 100-томного собрания русской классики для библиотек российских школ. Скоро будет проведен также конкурс на лучшую университетскую литературу, дипломанты которого пополнят университетские библиотеки.
Однако условия для самих издательств в последнее время последовательно ужесточаются. Участники “круглого стола” выразили опасения, что довольно резкая переориентация государственной политики может пагубно сказаться на состоянии учебного книгоиздания. Причем университетская книга, а также книга для ПТУ и техникумов оказываются в гораздо более тяжелых условиях, чем школьные учебники.
Сегменту книгоиздания, работающему на вузы, ПТУ и техникумы, в целом не удалось восстановить свои позиции за годы льготирования. Если раньше из 260 издательств 20 занимались выпуском только литературы для высшей и профессиональной школы, то сейчас этих издательств сотни, но специализируются на литературе для высшей школы лишь единицы. Еще в начале 90-х гг. с рынка практически полностью исчезла научная литература в области фундаментальных технических наук. И главным результатом этого процесса стало то, что специальная вузовская книга перестала быть общероссийской, она как бы замкнулась в стенах местных вузов. Это значит, что большинство учебников для высшей школы, средних профессиональных заведений выходит в региональных издательствах, обычно существующих на базе местных университетов. И такая литература доступна только на внутреннем рынке, в остальных частях России нет никакой возможности даже получить информацию о такой новой книге, не то что само издание. Между тем некоторые, а порой и многие из таких изданий могли бы стать достоянием всей общественности. Надо сказать, что Книжная палата пыталась решить эту проблему и разработать сводный каталог, по которому любую вышедшую на периферии книжку можно заказать по почте (именно такая система работает в большинстве развитых стран). Однако этот проект, к сожалению, не удался.
Регионализация издания литературы для высшей школы имеет еще один существенный аспект: поскольку каждый вуз выпускает свою учебную литературу, то вместо, например, классических трудов видных специалистов студенты предпочитают использовать лекции местных преподавателей, купленные на кафедрах. И напрашивается неутешительный вывод-приговор: мелкие университетские издательства таким образом снижают уровень нашего образования! Но как показала развернувшаяся дискуссия, у этого процесса есть и позитивные черты. По признанию председателя совета директоров издательско-книготоргового дома ««Логос» Николая Пахомова, университетские издательства – это подготовительные школы для крупных центральных российских издательств. Плохие авторы в университетских издательствах вымываются так же, как на любом рынке. А в практике всех крупных издательств есть опыт договоров с авторами, а часто и руководителями вузов об издании наиболее удачных «местных» пособий массовыми тиражами. Таким образом, сосуществование университетской классики и местного научного творчества не только неизбежно, но и плодотворно.
Общая для средней и высшей школы боль – реальная недоступность учебников для учащихся – школьников и студентов. И здесь на пути книгоиздателей часто встают книжные магазины, которые «накручивают» цену, иной раз удваивая выходную стоимость книги, объясняя это тяжелыми условиями аренды и другими причинами. Кроме того, если книжные магазины охотно берут на реализацию школьный учебник, то дело с учебниками для высшей школы обстоит куда сложнее. Ведь далеко не все из них ориентированы на массовый спрос. Поэтому университетские учебники по многим дисциплинам порой появляются в книжных магазинах чуть ли не в единичном экземпляре.
Издатели университетской книги по сей день не смогли решить проблему, которая мучила издателей школьной литературы года три-четыре назад. А именно: отдавая книги в регионы на реализацию, издатели теряют до 20% средств в результате того, что с ними просто не рассчитываются. Если с книгоизданием для школы ситуация более-менее стабилизировалась (возникли различные региональные модели обеспечения школ учебниками), издатели наладили связи с оптовыми поставщиками, то пути новых учебников в вузы порой неисповедимы. За вузовской литературой в издательство может прийти торговец с сумкой, а может приехать и грузовик… И тот и другой после этого может исчезнуть из поля зрения издателя навсегда.
Другое существенное отличие университетского книгоиздания от школьного состоит в том, что крайне неравномерно на этом рынке проявлена пресловутая вариативность. По замечанию заместителя директора издательства Санкт-Петербургского государственного университета Александра Петрова, сегодня в стране издаются десятки учебников по философии и всего несколько, например, по метрологии, причем последние выходят очень небольшими тиражами, и совсем не потому, что они не востребованы.
Как пояснил ситуацию Николай Пахомов, многие вузовские специальности распределены мелкими группами по разным высшим учебным заведениям России. И по совокупности преподавателей и студентов это довольно большой круг потребителей, который фактически пространственно сильно расколот и поэтому является «невыгодным» клиентом. Одно из решений было предложено Александром Петровым. По его мнению, проблему с учебниками по специальным дисциплинам, выпускать которые оказывается невыгодным для издательств, можно решить изданием их в электронном виде, что несколько изменит структуру затрат на издание, а также облегчит перевозку в разные части страны.
В советское время для обслуживания всех специальностей собирались заявки со всей страны и формулировался единый план издания. Теперь это невозможно, и издательства часто просто не представляют, какая литература нужна в вузах. И задача министерства, по мнению издателей, состоит в том, чтобы хотя бы информировать о потребностях высшей школы издательства, работающие на этом рынке.
Особую остроту приобрела в обсуждении тема грифования учебной литературы. Если в книгоиздании для школы здесь царит хотя бы относительный порядок: работает ФЭС, отработана процедура и критерии грифования, то при грифовании университетской литературы, а также литературы для средней и начальной профессиональной школы царит полный хаос – грифы выдают разные департаменты, УМО, подразделения министерства.
Получили распространение грифы, которые дают ученые советы факультетов крупных престижных вузов, а также университетские ученые советы, и эти грифы в реальности могут оказаться «тяжелее», значимее, например, для книготорговца. Причем не составляет большого секрета тот факт, что министерский гриф – как в школьных учебниках, так и в университетских – превратился в некую условность. Кроме того, если министерская экспертиза довольно дорога (особенно если учитывать малую рентабельность университетской литературы), то экспертиза профессионального сообщества, как правило, вообще бесплатна. Ученые советы заинтересованы в том, чтобы рекомендовать действительно качественную литературу своим студентам. Очевидно, что идея и система министерской экспертизы вузовкой литературы устарела и главный голос при рекомендации учебников должен официально принадлежать научному сообществу – кафедрам, ученым советам и т.п. В принципе все соглашаются с тем, что грифование учебников для высшей школы (где сегодня насчитывается около 5 тысяч специальностей!) не может осуществляться по той же схеме, что грифование школьных учебников (немногим более чем по 20 предметам). Однако пока у министерства, что называется, не дошли руки до этого вопроса.
Если книгоиздание для школ и для вузов по-разному справляется со своими проблемами, то среднее и начальное профессиональное образование до сих пор находится у книгоиздания на положении бедных родственников. Дефицит авторов, разнообразие специальностей, отсутствие собственных издающих структур привели к тому, что при потребности среднего и начального профессионального образования в учебных книгах в 3 тысячи наименований реально выходит 200–300 наименований (для сравнения, для высшей школы выходит 3 тысячи при потребности около 6 тысяч наименований). Таким образом, начальное и среднее профессиональное образование верно идут к догуттенберговскому обучению. И для этого сегмента учебного книгоиздания, а также образования ужесточение условий издательского бизнеса может действительно оказаться фатальным.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru