УЧЕБНИКИ N53
Михаил МИНДЮК:
«ЕГЭ – момент объединяющий…»
Министерство
образования некоторое время назад провело
конкурс на лучшие разработки методов оценки
знаний школьников. И по поручению министерства
издательство «Интеллект-центр» выпустило
сборник, в который вошли варианты тестовых
заданий, на основе которых будут составлены
варианты заданий к единому экзамену. О новом
проекте издательства
«Учебно-тренировочные материалы для подготовки
к единому государственному экзамену»
рассказывает его директор Михаил МИНДЮК.
– Заместитель министра образования
Виктор Болотов на одном из совещаний с
региональными руководителями образования
заявил, что только два издательства могут
издавать материалы к единому государственному
экзамену – «Просвещение» и «Интеллект-центр».
Как вы попали в такое соседство?
– Скажем так: «Просвещение» попало в компанию с
нами. Мы давно занимаемся выпуском
учебно-методических материалов по новым
технологиям обучения и контроля знаний, и это
наше основное направление. Мы издаем две серии
пособий: «Сборники тестовых заданий» и
«Тематический контроль». Всего у нас около ста
наименований пособий с первого по одиннадцатый
класс, практически по всем основным школьным
предметам. Так что мы не случайно выпускаем
учебно-тренировочные материалы к единому
государственному экзамену. Все виды заданий (на
выбор ответа, с открытым ответом, с развернутым
ответом) присутствуют практически во всех наших
пособиях.
Так что мы давно занимаемся разработкой тестовых
заданий и новых методов контроля, и занимаемся
очень серьезно. Это один момент. Второй момент,
почему мы попали в этот проект: дело в том, что
авторы нашего издательства – это авторы, которые
вошли в состав предметных комиссий, и они
занимаются разработкой заданий и подготовкой
материалов к ЕГЭ. Поэтому нам здесь было проще: мы
с этими авторами давно работаем, нам было просто
найти с ними общий язык. Третий момент – у нас
есть преимущество, может быть, по сравнению с
другими издательствами. Это достаточная
оперативность в работе. Если то же «Просвещение»
сейчас издало материалы только 2001 года, мы
фактически, в январе получив разрешение
министерства и демонстрационные варианты 2002
года, уже в марте все сборники (восемь предметных
и один общий) выпустили. Это, конечно, большая
работа, достаточно напряженная и в плане
подготовки этих материалов, и по работе с
авторами, а такая оперативность не у всех есть.
– Как давно существует ваше издательство?
Ограничивается ли ваша деятельность
издательской, ведь название издательства –
«Интеллект-центр» – очень претенциозное?
– Издательство существует около пяти лет. Такое
название возникло, потому что первая программа,
которая у нас разрабатывалась, называлась
«Программа интеллектуального развития
учащихся». Сейчас мы продолжаем эту программу,
выпуская серию «Поиграй сам и с друзьями». Между
прочим, ее автор Б.Л.Хейфец стал недавно
победителем телепередачи «Слабое звено». Что
касается этой серии, она включает различные
интеллектуальные игры для школьников начиная с
первого класса. Кроме того, мы сейчас готовим
сборники заданий для «Интеллектуального
марафона» по начальной, средней и старшей школе
совместно с Московским институтом открытого
образования. Раньше мы организовывали
образовательные курсы для учителей, а те
проводили по нашим программам занятия с детьми. С
этого все и начиналось. Это была программа
внеклассной работы, связанная с образованием,
воспитанием и развитием ребенка. У нее была
задача разработки межпредметных связей. В
брошюры, которые мы выпускали, входили задания
разного уровня на общую эрудицию, общую культуру
– по литературе, истории, географии и т.д. Эта
программа продолжается. Кстати, в Московском
интеллектуальном марафоне осуществляется такой
же подход: происходит проверка сразу по
нескольким предметам, проверяется кругозор
ребенка. Теперь, правда, мы больше занимаемся
издательской деятельностью. Но в рамках этой
программы мы планируем еще несколько проектов.
Сейчас идут переговоры с Ассоциацией клубов
«Что? Где? Когда?». Будет сделана книжка для
школьников. Вопросы игры адаптируются к уровню
5–11 классов.
Кроме этого, как я уже говорил, у нас два основных
издательских проекта – выпуск серий «Сборники
тестовых заданий» и «Тематический контроль». Все
проекты способствуют повышению
интеллектуального уровня учащихся. Это и серия
пособий по информатике, и «Уроки словесности»,
где используется интегрированный подход:
объединены и русский язык, и литература, и
история. Такой же подход в серии пособий по
английскому языку «Английский наставник». Все
пособия рассчитаны на развитие, у нас, например,
есть проект для 5–6 классов по математике –
«Тетради для обучения и развития учащихся».
Но вместе с тем мы стараемся создавать и что-то
новое. Так и получилось с единым экзаменом. Не мы
к нему пришли конъюнктурно и начали им
заниматься, а получилось наоборот – мы этим
направлением занимались, а в 2001 году ввели ЕГЭ.
Конечно, такое направление не из нашего
издательства выросло, но просто жизнь подошла к
тому, что эти технологии начали использоваться. А
мы ими занимались уже 3–4 года назад. Кроме того,
сейчас в нашем издательстве реализуется идея
контроля и поверки знаний при интегрированном
обучении, а также выявления усвоения
межпредметных связей. Это сейчас актуально и
ново в связи с тем, что изменяется программа,
сокращаются часы, создается профилированная
школа…
– Просто время экономится?
– Да, конечно. Например, в математическом классе
на историю, литературу и русский язык, допустим,
выделено три часа. Учитель берет нашу книжку из
серии «Уроки словесности», а там совмещены тесты
по всем этим предметам. И учителю очень удобно
работать. Все это сейчас важно в связи с
переходом на профилированную школу. И мы знаем
достаточное количество школ, и не только в
Москве, где используются наши технологии.
– Чем материалы к ЕГЭ 2001 отличаются от
материалов 2002 года?
– Дело в том, что если в 2001 году все варианты
включали в себя две части, то в нынешнем году во
всех вариантах четко выделены три части: задания
на выбор ответа, с кратким ответом и с
развернутым ответом. Кроме того, в этом году был
определен кодификатор элементов содержания, то
есть по каждому предмету были выделены элементы
содержания. Наконец, в материалах этого года
более четко проявляется дифференциация
обучения: есть задания базового уровня, задания
повышенного уровня и задания высокого уровня.
Задания высокого уровня – это задания с
развернутым решением, задания для поступающих в
вузы, они позволяют определить рейтинг учащихся
и производить зачисление в вузы по результатам
выполнения этих заданий.
– На экзамене могут использоваться задания
и 2001, и 2002 годов?
– Использоваться, несомненно, могут все задания,
и мы это подчеркиваем. Вообще и учителю, и ученику
для подготовки нужно иметь, скажем так, большой
«банк заданий». И есть даже такая идея в
министерстве (не знаю, правда, насколько она
осуществима): за 3–4 года эксперимента сделать
достаточный «банк заданий», который может быть
открыт для школьников. Допустим, в нем будет
десять тысяч заданий, а на экзамене ему попадает
50. Да и сейчас уже в школах есть такая практика,
когда банк проверочных заданий открыт, они все
известны, и ученик по ним готовится. Конечно,
«банк заданий» надо набирать и ученику, и
учителю. При этом необходимо брать материал 2001 и
2002 годов, также можно использовать другие
тренировочные материалы. Поэтому мы сейчас
стараемся объяснить всем, что подготовка к ЕГЭ –
это не решение задач в апреле. Такая работа
должна быть планомерной. Например, у нас есть
сборники по русскому языку, которые вошли в
федеральный каталог, с пятого по девятый класс
(составители – те же авторы, что составляют
задания для ЕГЭ). Это хороший «банк заданий» – в
этих сборниках суммарно около 500 заданий. Учитель
может начать подготовку детей хоть с пятого
класса. Наши пособия даже с начальной школы
готовят детей к восприятию этой новой технологии
сдачи экзамена (тестирования) и новой системы
контроля.
– У вас сложился определенный авторский
коллектив. Например, тестовые задания по
обществознанию готовят Л.Н.Боголюбов и
А.Ю.Лазебникова, всем известные авторы
известного учебника. Но существуют и другие
коллективы и другие авторы, например
А.И.Кравченко, который написал очень интересный
учебник. Планируете ли вы сотрудничать и с
другими авторами? И вообще где находите авторов,
как выбираете?
– Главное, чтобы это были квалифицированные
специалисты в области своего предмета. Это могут
быть и методисты, и ученые из РАО, это могут быть
учителя с большим опытом работы и, главное, со
своими разработками, которые можно предложить
использовать другим. Еще желательно, чтобы
человек мог работать в направлении нашего
издательства. Хотя, повторюсь, мы делаем не
только проекты, связанные с единым экзаменом, у
нас есть много и других проектов, связанных с
интегрированным обучением. Мы открыты к
сотрудничеству со всеми, это зависит и от нас,
конечно, но и от авторов тоже.
– К подготовке заданий имеют отношение
преподаватели тех вузов, в которые поступают
школьники?
– В предметных комиссиях, как правило, есть
несколько преподавателей вузов. Третья,
последняя часть заданий, где нужен развернутый
ответ, требует работы с преподавателями вузов. И,
насколько я знаю, комиссии, которые будут
проверять эти работы, составляются из ведущих
учителей и преподавателей вузов. Они объединяют
всех. Заключительная часть заданий проверяется
вручную – этим должны заниматься специалисты в
отличие от первых двух частей, где все
проверяется техникой. Безусловно, здесь должно
быть четкое соответствие школьной программы и
вузовской. Единый экзамен может стать неким
объединяющим началом.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|