Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №25/2002

Информация

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН 
4 АПРЕЛЯ

Светлана ПОПОВА

День учителя истории

Давайте сверим наши учебники!

Общее сожаление всего честного собрания: как же так, почему на встрече нет ни одного представителя министерства и где члены Экспертного совета по учебникам?
Статистика: регионы вынуждены заказывать учебники по всемирной истории, поскольку не надеются найти свой региональный компонент в истории России.
Казус: одиннадцать лет преподавания истории утрамбовали в девять, учебники стали вдвое толще. Из зала тут же добавили: учебник не укладывается в количество часов, отведенных на предмет!
Недоумение: в знаменитом комплекте Данилова (с 5-го по 9 класс) хронология перевернута, много ошибочных данных, кто ставит штамп “Одобрено министерством”? Чем отличается от него другой штамп – “Рекомендовано министерством”?
Жалоба: в учебниках нет соотношения событий, не прослеживается причинно-следственная связь.
Вопрос: идеологизирована ли история?
Ответ: в идеале – не должна, но что делать: предмет-то оценочный, учебник пишется на основе субъективных впечатлений. Правда, есть смысл предлагать разные точки зрения в поисках объективности.
Решение: преподавать по тому учебнику, который нравится педагогу, он главный эксперт.
Мастер-класс Марины Черновой “Как это может выглядеть”. Учинить суд над Иваном Грозным? Да! Такой урок в 8 классе в школе с экономическим уклоном прошел на ура. Декорации и костюмы, головные уборы, бутафория – все строго исторически. Адвокаты, прокуроры, помощники судей, присяжные – каждому ученику досталась роль. Можно много чего придумать: урок-экскурсию, урок-аукцион.
Презентация мультимедийных программ сорвала аплодисменты. Еще бы, мышкой можно было раскрутить земной шар и легким движением “вызвать к жизни” 44 исчезнувшие цивилизации. Выбрать территорию, время. Потом заказать лекцию, текст, карту, музыку. Или произвести виртуальные раскопки фараоновой гробницы. Сначала расчистить завалы, потом, снимая слой за слоем, детально рассматривать украшения на корпусе мумии. Здорово! Сегодняшние дети охотно воспримут виртуальное сопровождение урока. Только выбирай: “Энциклопедия истории России”, “Атлас Древнего мира”, “Щит России. Православие, армия, флот”. Программы содержательны, недороги, просты в обращении.
Дискуссия “Каким будет преподавание истории после перехода к двенадцатилетнему образованию” повергла зал в глубокую задумчивость. Почему уроки (да и учебники) истории так похожи, хоть 9 класс возьми, хоть 11-й. Не углубление, а сплошное расширение материала.
Елена Захарова, сотрудник Московского института открытого образования, предложила такое распределение учебных пособий: справочник и базовый учебник, включающий изложение материала и поставленные задачи. Старшеклассникам нужно рассказывать, как работает современная историческая наука, учить их дискутировать.
У Анатолия Головатенко, главного редактора приложения “История”, другая идея: в 11–12 классах – курсы и факультативы по выбору, причем выбор должен быть и у учителя, и у ученика.
Учитель истории Новой еврейской школы Сергей Митрофанов на лекции “Использование информационных технологий в преподавании истории” затронул давно назревший вопрос: насколько честна информация в Интернете? Давно замечено, что в Сети встречаются поверхностные, ошибочные и непроверенные данные.
Зато все единодушно пришли к выводу, что работы детей, помещенные в Интернете, очень полезны. Проекты и рефераты, созданные в Сети, не пылятся бумажной горой у педагога на полочке, а открыты на обозрение всему компьютерному миру. Работа ребенка востребована, не напрасна, к ней обращаются люди. Девчонки смогли нуднейший учебник истории Средних веков снабдить увлекательными ссылками: кликни мышкой – и узнаешь все о рыцарских турнирах!
Дискуссия “Нужно ли преподавать историю как отдельный предмет”. Самое наболевшее – опять учебники. Все вариативные курсы сводятся к 2–3 предложениям, в итоге учитель, создавая конспект урока, фактически пишет свой учебник.
Учитель истории – человек несвободный. Вот составляет план урока, думает: чего от меня хотят государство, вуз, чиновник? И только в последнюю очередь: а чего хочет ребенок? Казалось бы, важно то, что интересно детям. Но чиновников не интересует мнение учителей. И зря.
Поэтому вече историков порешило: не бежать на площадь и не бить в рельс, а приступить к написанию синхронизированного курса обучения. И между прочим, наше приложение “История” взялось все это напечатать.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru