ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
3 АПРЕЛЯ
День учителей мировой
художественной культуры, музыки и ИЗО
Научить рисовать, лепить, играть... И
только?
День искусств. Это было заметно сразу. По
множеству мелких деталей, по количеству строгих
платьев с кружевными воротничками, по
деликатности разговоров незнакомых людей из
разных школ: “простите, пожалуйста”, “прошу
вас”.
“Если вы думаете, что мы должны учить детей
воспринимать искусство, то сильно ошибаетесь, –
мгновенно захватил внимание учителей академик
Борис Неменский. – Мы призваны заниматься
гораздо более серьезными вещами. Мало научить
рисовать, лепить, играть на инструменте.
Приобщить детей к культуре, чтобы ее сохранить, –
вот задача. Иначе культура будет сметена
антикультурой. Антиискусство – тоже искусство и
также воспитывает наших учеников, только не
созидающими, а разрушающими идеями. Именно
поэтому у искусств всех видов должна быть
совершенно особая роль в школе. Роль стержня,
держащего человека в вертикальном, стремящемся в
высоту, положении. Отсюда и совершенно особая
педагогическая позиция учителя искусств”.
Обсуждению этих особенностей и был посвящен
круглый стол “Самоопределение учителя музыки”,
который правильнее было бы назвать
“Самоопределение учителя искусств”. Ведущие
“круглого стола”, заместитель директора Центра
непрерывного художественного образования
Василий Горяев и доцент Российской академии
повышения квалификации работников образования
Лидия Дуганова, провоцировали присутствовавших
на серьезные монологи о сути и смысле
учительского труда, о том, кто же такие
преподаватели мировой художественной культуры,
в чем цель учения музыке, живописи, архитектуре,
какие ловушки подстерегают педагога на этом пути.
Как сохранить душевное здоровье наших детей?
“Расширять в школе эстетическое пространство,
создавать мастер-классы, художественные студии”,
– говорили одни учителя. “Невозможно сделать
каждого ученика музыкантом, художником или
искусствоведом за один час в неделю на музыку и
один – на рисование”, – возражали другие.
“Задача учителей искусств не в этом. Надо
зрителя и слушателя, видящего и чувствующего мир,
воспитывать!” – кричали с задних рядов.
“Обольщаться не стоит, – резюмировала Галина
Сергеева, сотрудник Центра эстетического
образования МИРОС, – целую учительскую команду
можно пленить красивыми и доступными
педагогическими технологиями, но превращающими
искусство в интегрированный предмет,
размывающими его. Перед ними сразу встанет
закономерный вопрос: а нужна ли в школе музыка,
рисование в чистом виде? С другой стороны, а как
иначе ребенок соприкоснется с тайнами и трудом
высокого ремесла, а не с одной красивой формой,
используемой в прикладных целях”.
Вопрос вопросов. Каждый учитель отвечает на него
сам, и от этого ответа зависит стиль преподавания
и вообще жизнь искусств в школе. Значит, каждый
настоящий учитель рано или поздно создает
собственную авторскую программу, в которой
переосмысливает и синтезирует свои
педагогические представления и наблюдения за
ребенком.
И еще. Настоящий учитель искусств должен быть
особенно внимательным к произносимым словам, их
интонации и жестам. Ему больше чем любому другому
приходится следить за своей речью: ведь он учит и
воспитывает образами. Попрактиковаться в
управлении собственной походкой и интонациями
можно было на мастер-классе Александры Ершовой
“Активные методики и приемы в театральной
педагогике”. У каждого учителя есть театр своей
школы, где то он сам, то его ученики выходят на
сцену. И что с ними в этот момент происходит –
чрезвычайно важно и мгновенно влияет на
образовательную ситуацию. Как сказала одна из
участниц “круглого стола”: “Я вошла в класс,
закрыла дверь и забыла о том, что меня чуть не
вытолкнули из автобуса, пока я ехала на работу. Я
должна быть открытой миру искусства, иначе
ничего не получится”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|