ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
1 АПРЕЛЯ
День учителя русского языка
Исключений больше, чем правил
Все очень серьезно: “круглые столы”,
научные конференции и мастер-классы, где
блистали известные специалисты-лингвисты. И тут
же викторины и большая гоголевская игра с
призами. Почему гоголевская? Потому что
организаторы праздника помнили: 1 апреля не
только Всемирный день смеха, но и день рождения
Гоголя. Его отрезвляющая фраза: “Над кем
смеетесь? Над собой смеетесь!” – хорошо известна
всем русистам. Правда, им в последнее время не до
веселья, их тревожат проблемы совсем не шуточные.
Да, внимание к русскому языку усилилось: если
совсем недавно его заканчивали изучать в 9
классе, то теперь в Базисном учебном плане
отведены часы на преподавание русского языка в
старшей школе. Анкетирование, проведенное
Министерством образования в прошлом году среди
школьников Москвы, Санкт-Петербурга и Смоленска,
показало: рейтинг предмета очень высок.
Однако специалисты отметили: наша повседневная
лексика все больше засоряется жаргонными
словами. И школа остается главной надеждой,
опорой и защитой языковых норм, нарушение
которых, по убеждению большинства, должно
караться в соответствии с законом о русском
языке. В настоящее время идет работа над его
проектом.
Одновременно готовятся дополнения к Закону “Об
образовании”, цель которых – обязать школы
использовать учебники, имеющие министерский
гриф “Допущено” или “Рекомендовано”. До сих
пор экспертиза учебной литературы с последующим
присвоением того или иного грифа является
добровольной, и многие издатели ее игнорируют,
наводняя школы некачественной продукцией.
В рамках марафона была организована встреча с
авторами учебников по русскому языку (отметим,
учебников качественных, успешно прошедших
экспертизу). Одна из книг, представленная на суд
собравшихся, – учебник-практикум для
старшеклассников, написанный преподавателями
МПГУ А.Дейкиной и Т.Пахновой. В учебнике много
текстов об автомобилях, об Интернете, о различных
технических достижениях, которые, по замыслу
авторов, должны привлечь внимание самой трудной,
с точки зрения гуманитариев, мальчишеской
аудитории.
Часто для решения тех или иных проблем учителям
не хватает информации. Марафон дал им эту
возможность. Учителя получили необходимую
информацию из первых рук – от авторов учебников,
авторитетных ученых, от своих же коллег. Так,
специалисты Московского института открытого
образования Т.Савченко и С.Каленкова ознакомили
всех желающих с новыми программами обучения
русскому языку как иностранному для детей
беженцев и вынужденных переселенцев. Раньше
подобные программы и учебники разрабатывались
только для иностранных студентов.
Круглый стол “Проект нового Свода
правил по орфографии и пунктуации” собрал самую
большую аудиторию. Участники смогли
удостовериться в том, что перед ними не
высоколобые мужи, “страшно далекие от народа”,
как их зачастую представляют в прессе, а истинные
знатоки своего дела – члены орфографической
Комиссии отделения русского языка и литературы
РАН, ученые, преподаватели школ и вузов.
Обсуждение проекта прошло в конструктивном,
профессиональном ключе. Главная цель работы, по
свидетельству руководителя орфографической
Комиссии В.Лопатина, – не реформа русского языка,
а обновление и систематизация устаревших, во
многом идеологизированных и противоречивых
орфографических правил, действующих еще с 1956
года. Жертвами этих противоречий (в русском языке
исключений куда больше, чем правил) невольно
становятся абитуриенты и выпускники. Их судьба
зависит порой от одного-единственного слова, от
знака препинания, написание которых толкуется в
разных словарях по-разному. Задача
орфографической Комиссии – разработать единый
словарь, своего рода золотой эталон. Но без
поддержки педагогической общественности и
Министерства образования, представители
которого почему-то отсутствовали на обсуждении
(в составе самой комиссии их, как ни странно, тоже
нет), дело вряд ли сдвинется с мертвой точки.
В русской словесности еще много открытых
вопросов, поэтому очень ценно, что организаторы
марафона постарались дать ответы хотя бы на
самые актуальные.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|