Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №25/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

 
ТО-ТО И ОНО

Елена ИВАНИЦКАЯ

Дети не читают? Привлечь!

Средствами еще одной государственной программы

На V Национальной выставке-ярмарке «Книги России», прошедшей в Москве в середине марта, кроме презентаций, встреч с авторами, распродаж проводилась и научно-практическая работа. В частности – конференция «Проблемы детского чтения» с участием учителей, школьных библиотекарей, психологов, социологов, авторов книг и издателей.

Неясный силуэт проблемы

Сквозным мотивом конференции стали требования создать и поддержать гуманитарные программы детского чтения.
Участники обратились к президенту Владимиру Путину с открытым письмом. В нем утверждалось, что от решения проблемы детского чтения зависит духовное здоровье нации, поскольку именно чтение формирует нравственного, полезного для общества человека. И поэтому защита сознания детей от агрессивной массовой культуры через формирование навыков чтения – важнейшая забота государства.
Правда, в чем состоит эта «проблема детского чтения», никто внятно не сформулировал...
Тем не менее участники конференции сочли необходимым принятие государственной программы, направленной на решение следующих задач: утверждение в обществе отношения к чтению как важнейшему фактору социализации ребенка; воспитание привычки читать как принципиальной жизненной потребности; воспитание позитивного отношения к чтению как занятию радостному, приносящему счастье; привлечение к чтению нечитающих детей и подростков.
Для реализации данной программы участники конференции предложили президенту:
1. Государственный протекционизм в выпуске книг для детей, подростков и молодежи.
2. Проведение фундаментальных исследований в области детского чтения.
3. Создание сети региональных детских, родительских, профессиональных экспертных советов по развитию детского книгоиздания.
4. Разработку вариативных и индивидуальных программ детского чтения, основанных на реальных читательских предпочтениях школьников.
5. Проведение рекламных кампаний в пользу выпуска высокохудожественной детской литературы и расширения репертуара детских книг.
6. Создание радио- и телепередач, информационных порталов в поддержку детского чтения.
7. Привлечение к реализации программы детского чтения «культовых фигур» – политиков, артистов, телеведущих, спортсменов.

Пафос по первому требованию

С большинством положений этого документа хочется согласиться, но не отпускают и сомнения. Предложенные методы решения самой проблемы все-таки не обозначили. Мы видим, на что правительство может выделить деньги. Возможно представить, как они будут потрачены. Но вот способны ли эти мероприятия, программы etc. изменить ситуацию в лучшую сторону?
С точки зрения библиотекаря или учителя – да. Будет больше книг, они станут дешевле и...
Но с точки зрения финансиста, управленца – нет. Чем острее, больнее проблема, тем большая точность в формулировках требуется, чтобы финансовые средства не ушли мимо.
Правда, некоторые независимые специалисты утверждают, что размах проблемы детского чтения сильно завышен. Известно, что тиражи книг для детей и подростков сопоставимы разве что с тиражами произведений раскрученных «детективщиков». И в такой ситуации политика государственного протекционизма плюс учреждение экспертных советов – это передел выгодного сектора рынка некоммерческими методами...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru