ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Мужской и женский.
Хороший и плохой?
Как возникают мифы о рабочих
коллективах
Полвека назад в Америке и Европе
расклад был такой: все деньги должен
зарабатывать мужчина; женщина годится лишь на
роль секретарши, все равно она ничего не может
решать сама, и о ее счастье позаботится мужчина.
Наши бабушки и дедушки жили совсем в другом мире,
потому что в СССР с равноправием полов дела
обстояли получше. Одна беда – равноправие это
было насильственным. Точно так же, как уважающая
себя американка должна была сидеть дома с детьми,
советская гражданка обязана была ходить на
работу.
И вот женщины сказали: нет, мы не хотим играть по
этим правилам! На свет появилась самостоятельная
женщина, сама принимающая решения: работать или
нет, быть с этим мужчиной или с тем, рожать ли
детей и сколько...
Американки озаботились равенством полов,
француженки – различием между ними. Российская
женщина стала рядиться под мужчину, чтобы
победить на его поле. Но зачем?
Да, мужчины рациональнее и целеустремленнее, но
ведь от этого они не лучше: недостаточно гибки,
ориентированы на достижение цели, а не на процесс,
у них слабо развита интуиция, уверяли феминистки.
Ну и чего добились? После нескольких десятилетий
войны настало перемирие. Не только потому, что
женщины устали, но и потому, что мужчины поняли:
больше свободы для нас – это больше свободы для
них. Разрушив стереотипы «женского», феминистки
и их освободили от оков «мужского»: кому охота
быть мачо 24 часа в сутки?!
В итоге мужчины получили возможность быть мачо
только когда они этого хотят, моду унисекс, фильм
«Солдат Джейн», подруг, которые зарабатывают
больше, начальниц-женщин. Хитрюги. Решили, что
игра стоит свеч. Если отношения между полами –
это война, то выиграть у сильного противника куда
почетнее и интереснее. А если это любовь, то какая
разница, сколько мы зарабатываем и как одеваемся?
Победа сокрушительная.
Почему же наш сегодняшний «Открытый диалог» так
печален и полон упреков? Да потому, что в пылу
сражения третьей заинтересованной стороне –
детям – мы, не сговариваясь, уступили роль жертвы.
«А где же наши настоящие отцы?» – риторический
вопрос. И это все, что мы им оставили?!
Если посмотреть, что сегодня пишут о
женском труде и специфике женского трудового
коллектива популярные глянцевые журналы, то у
всякого непредвзятого читателя сложится очень
справедливое впечатление: мы живем в обществе, не
уважающем женщину, в жестком, агрессивном
утверждении мужских приоритетов и стереотипов.
Этот печальный и тревожный факт каждую весну
отмечается с неуместным весельем. Восьмое марта,
День солидарности трудящихся женщин в борьбе за
свои права, превратился у нас в полукомический
повод для застолья. В некий карнавал, когда
“нормальное” течение жизни, где женщина знает
свое подчиненное место, сменяется на шутливое
мужское расшаркивание и дарение веток мимозы. О
женском труде, о правах женщин-тружениц нет и
помину, не проводится ярких акций, митингов и
демонстраций, призванных утвердить и
подтвердить понимание трудящимися женщинами
своих прав, своей роли в обществе.
Сами определения “мужской” и “женский” имеют
дополнительные значения “хороший” и “плохой”.
Если женщина умна, о ней скажут: “мужской ум”.
Мужской – это какой? Сильный, четкий,
последовательный, логичный, объемный. В общем,
все объективно положительные характеристики
человеческого ума как такового сосредоточены в
характеристике “мужской”. А что такое “женский
ум”? А то, что дура, мозгами шевелить не умеет...
Поэтому и совершенно нейтральная констатация,
что некий трудовой коллектив является мужским
или женским по своему половому составу,
воспринимается с дополнительной смысловой
нагрузкой. В духе мифологических представлений о
мужском как позитивном и женском как негативном
мужской коллектив считается дружным, деятельным,
энергичным, сплоченным и целеустремленным. А
женский – сплетническим, склочным, бездельным,
ленивым, завистливым. Доморощенные советчики из
глянцевых журналов пугают читательниц тем, что в
женском коллективе немолодая, некрасивая,
некомпетентная начальница ни за что не даст ходу
и вообще “сожрет” молодую, красивую и
компетентную подчиненную. Но разве это специфика
только женского коллектива и женщины-начальницы?
Как бы не так!
Нет, женское и мужское начало здесь ни при чем.
Все страшилки о женском коллективе как
интриганском, исключающем реальную преданность
делу и возможность профессионального роста, –
один из самых вредных и опасных мифов.
На самом деле давно установлено, что коллектив,
будь он мужской, женский или смешанный,
развивается по своим законам. Обстановка может
быть благоприятной и неблагоприятной, рабочей
или интриганской как в мужском, так и в женском
коллективе. Сплоченным и целеустремленным или
сложным и проблемным бывает и мужской, и женский,
и смешанный коллектив.
Но значит ли это, что у женского коллектива на
самом деле нет своей специфики, своих особых
трудностей? Они есть, причем двоякие –
психологические и социальные.
Евгений Комаров, академик Международной
академии информатики, в специальном
исследовании изложил свое видение усредненных
психологических особенностей женского и
мужского коллектива. На его взгляд, в мужском
коллективе преобладают: 1) лаконичные и
сдержанные отношения; 2) основная ориентация – на
заработок; 3) подавление чувств и эмоций; 4)
восприятие действительности в более крупном
масштабе; 5) “синдром могущественности” – мы все
можем, стоит только захотеть. В женском
коллективе приоритеты иные: 1) открытые,
эмоциональные отношения; 2) ориентация на высокий
заработок не в первую, а во вторую очередь; 3)
доверительность и теплота; 4) внимание к деталям,
мелочам, оттенкам отношений; 5) отзывчивость на
ласку, проявление чуткости.
Во всяком коллективе важнейшую роль играет
личность руководителя. Есть начальники, как
мужчины, так и женщины, которые вовсю используют
зависть, интриги и доносы. С такими коллектив
неминуемо становится проблемным, больным, но
именно такой коллектив принято определять как
женский. Если мы приучимся неблагополучный
коллектив так и называть неблагополучным, не
припутывая сюда гендерные характеристики, в
психологическом плане это будет заметный шаг
вперед.
Социопсихологические исследования мужского и
женского стиля руководства показали, что в
руководителе любого пола подчиненные любого
пола ценят прежде всего компетентность,
целеустремленность, организованность, доведение
начатого до конца, единство слова и дела,
точность, обязательность, работоспособность. От
женщины-руководителя мужчины ждут также
женственности, красоты, обаяния, абсолютно не
принимают грубости, пренебрежения к внешнему
виду, брани, манеры “кулаком об стол”. Для женщин
не в меньшей степени важны в начальнице хороший
внешний вид и обаяние, но от нее требуется и еще
кое-что: понимание, готовность выслушать,
вникнуть в проблемы подчиненной.
Принципиальной для коллектива является его
профессиональная направленность. Именно
профессиональная принадлежность в огромной
степени определяет его сложность и
проблематичность. Здесь мы переходим на чисто
социальное поле, причем исторически сложилось
так, что для женского коллектива оно
неблагоприятно.
Какие коллективы бывают преимущественно
женскими? Ответим прямо и честно: это коллективы,
где работа исключительно нервная, связанная с
постоянным и напряженным общением с детьми и
взрослыми, но при этом низкооплачиваемая
(медицинский коллектив, педагогический
коллектив, библиотечный коллектив).
В советской стране заработки мужчин и женщин
соотносились примерно как 70 к 30, в современной
России практически ничего не изменилось. В чем
тут дело? Евгений Комаров полагает, что
существующее положение объясняется тремя
причинами. Во-первых, женщины по разным мотивам
сами выбирают себе более низкооплачиваемую
деятельность, сознательно ставят себя в неравное
положение. Во-вторых, мужчины-работодатели
негласно считают, что женщина менее ценный, да
еще и неудобный работник, так как в любой момент
может отправиться в декретный отпуск. В-третьих,
и среди женщин-работодателей существует столь же
негласное представление, что мужчинам и зарплату
следует предлагать “мужскую”, то есть более
высокую, а женщина согласится и на то, что дают.
Педагогический коллектив – модель типично
женского коллектива. Работа очень тяжелая,
ответственная, напряженная и нервная. А
оплачивается государством столь низко, что
всякий педагог неизбежно оказывается в ситуации
неразрешимого противоречия: учитель не может не
понимать, что занят необходимым, святым делом, но
не может и не замечать, что дело это в обществе
стоит на одном из последних мест и платят за него
гроши. Такая внутренняя социальная
напряженность негативно сказывается на рабочем
и психологическом климате педагогического
женского коллектива. Социальная пассивность,
социальное терпение женщин-педагогов существуют
объективно, но внутренний разлад обычно
прорывается не там, где надо.
Легких и быстрых решений в такой ситуации нет.
Конструктивный путь один – социальная
активность женщин-тружениц в отстаивании своих
прав.
Дарья ОКУНЕВА,
Екатерина МУХИНА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|