ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Родина, семья, любимая работа
Из трех базовых ценностей в 90-х годах
мужчине было разрешено оставить только две.
И вот что из этого получилось...
Полвека назад в Америке и Европе
расклад был такой: все деньги должен
зарабатывать мужчина; женщина годится лишь на
роль секретарши, все равно она ничего не может
решать сама, и о ее счастье позаботится мужчина.
Наши бабушки и дедушки жили совсем в другом мире,
потому что в СССР с равноправием полов дела
обстояли получше. Одна беда – равноправие это
было насильственным. Точно так же, как уважающая
себя американка должна была сидеть дома с детьми,
советская гражданка обязана была ходить на
работу.
И вот женщины сказали: нет, мы не хотим играть по
этим правилам! На свет появилась самостоятельная
женщина, сама принимающая решения: работать или
нет, быть с этим мужчиной или с тем, рожать ли
детей и сколько...
Американки озаботились равенством полов,
француженки – различием между ними. Российская
женщина стала рядиться под мужчину, чтобы
победить на его поле. Но зачем?
Да, мужчины рациональнее и целеустремленнее, но
ведь от этого они не лучше: недостаточно гибки,
ориентированы на достижение цели, а не на процесс,
у них слабо развита интуиция, уверяли феминистки.
Ну и чего добились? После нескольких десятилетий
войны настало перемирие. Не только потому, что
женщины устали, но и потому, что мужчины поняли:
больше свободы для нас – это больше свободы для
них. Разрушив стереотипы «женского», феминистки
и их освободили от оков «мужского»: кому охота
быть мачо 24 часа в сутки?!
В итоге мужчины получили возможность быть мачо
только когда они этого хотят, моду унисекс, фильм
«Солдат Джейн», подруг, которые зарабатывают
больше, начальниц-женщин. Хитрюги. Решили, что
игра стоит свеч. Если отношения между полами –
это война, то выиграть у сильного противника куда
почетнее и интереснее. А если это любовь, то какая
разница, сколько мы зарабатываем и как одеваемся?
Победа сокрушительная.
Почему же наш сегодняшний «Открытый диалог» так
печален и полон упреков? Да потому, что в пылу
сражения третьей заинтересованной стороне –
детям – мы, не сговариваясь, уступили роль жертвы.
«А где же наши настоящие отцы?» – риторический
вопрос. И это все, что мы им оставили?!
Однажды мы услышали удивительную
историю о коренном населении какой-то небольшой
страны, захваченной европейцами. Африканской или
океанской. Так вот, мужская половина этого
населения вдруг утратила охоту к
противоположному полу. В итоге нация практически
вымерла, попав в демографический коллапс. От нее
остались лишь следы на уровне экспонатов для
туристов.
Здесь, наверное, были бы уместны гумилевские
категории (пассионарность) или фрейдистские
(либидо) – но от умных разъясняющих слов существо
дела не меняется. Героями стали не термины, а
ферменты. Мужчины, совокупно пережившие
национальное унижение, перестали быть мужчинами.
В неволе не размножаются.
Один человек, приехав из Кишинева, дал краткую
его теперешнюю характеристику: я впервые видел
город, так разрушенный без войны. Отчего-то эти
слова, сказанные в довольно большой аудитории,
прозвучали особенно жутко. Понимаете, в военных
разрушениях есть горький привкус величия,
подвига, стойкости. “Эта сторона улицы при
артобстреле наиболее опасна”. Если же дом
превратился в руины просто от нищеты и
чиновничьего равнодушия, тут только унижение и
стыд. Такую память трудно сохранить и вписать в
ландшафт в качестве мемориала, хотя, может быть, и
стоило бы.
С этой точки зрения не такие уж катастрофические
по российским масштабам события девяностых
годов ХХ века – от роста цен до дефолта –
проступают как самые унизительные. Войны,
революции – тягчайшие испытания, но бенефис для
настоящих мужчин. А вот эта уходящая из-под ног
почва, нестабильность, постепенно становящаяся
постоянным, стабильным фактором существования...
Да, конечно, были беспримерно унизительные,
безысходные и несравненно более жестокие
сталинские репрессии. Но арест, висевший над
каждым, напоминал смерть из парадокса Жуковского
– пока ты есть, ее нет; когда она есть, тебя нет.
Зек оказывался в аду, но с него как бы по
уважительной причине снималась ответственность
за семью. Инженер, чья зарплата приближается к
цене за упаковку сигарет, не настолько загнан,
чтобы освободиться от ответственности. Его никто
не арестовывает. Его оставляют в покое, вне игры.
Он становится виноват, по сути, в том, что он – он,
а не другой человек.
Это эмоции, а вот – общеизвестные факты. В начале
девяностых в Москве – демографический спад. В
конце века наши школы не забиты первоклашками.
Закрываются детские сады.
“Полно, – скажете вы. – Не надо так подолгу
смотреть телевизор и так буквально воспринимать
слова диктора. Мухи отдельно, котлеты отдельно.
Связь между общественным и лицом хоть и есть, но
не такая прямая.
Новое время разрушило стереотип мужчины, просто
и без пафоса занимающегося любимым делом и тихо
живущего в семье. Если кратко обобщить, из трех
базовых ценностей: родина, семья, любимая работа
– мужчине было позволено сохранить две. Не такое
уж кошмарное насилие. Выбор жертвы с
демократическим иезуитством предоставлялся
самому клиенту. И получалось (не всегда, но очень
часто), что все дороги вели к поражению. Уход из
семьи – очевидно. Уход из доцентов в грузчики
овощного магазина – своеобразная одноразовая
жертва. Доцент – плохой, неорганичный грузчик.
Проблемы не решаются, а множатся.
В 1998 году много говорили о среднем классе – и до
дефолта, в интонации надежды, и после – в виде
эпитафии. Это казалось людям чем-то вроде
панацеи. Теперь все понимают, что ошибались. Это
была бы очередная эмиграция: из общего
пространства в какой-то узкий его слой, со своим
подкормленным врачом и педагогом. Тот же
оптический обман, усилие отвлечения от жизни, но
с лучшей оптической системой.
А что, если окончательно излечиться от
социальных иллюзий и просто служить своей семье?
Тогда получается “крестный отец”. Создатели
эпоса довольно убедительно доказывают, что мафия
возникает именно в больном, слабом обществе, как
естественная альтернатива унижению и вымиранию.
Из гибнущей Италии семьи переселяются в Америку
эпохи депрессии. А когда ситуация в стране
нормализуется, хотят легализоваться – очень
логично.
Сейчас многие открыто исповедуют волчий закон и
оправдываются тем, что живут среди волков. Но это
самообман. Они добровольно стали волками в очень
травоядной, растерянной стране. Достаточно войти
в автобус, чтобы почувствовать эту растерянность
и травоядность. Тут даже агрессия какая-то
баранья. Об этом выборе в немного других терминах
писал Бёлль, говоря о причастии буйвола и
причастии агнца. За счет травоядных и жиреют
волки.
Так что, выхода нет? Скажем немного иначе: нет
красивого, яркого, кратко сформулированного
выхода. Есть постоянная суета, система
нестрашных компромиссов. В общем, трудновато. Но
ведь никогда и не было легко.
Ксения КРОХИНА,
Александра НЕКРАСОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|