ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ПУТЕШЕСТВИЕ
Зоопарк, планетарий, оранжерея...
Вроде бы самый простой список для
внешкольных уроков.
Но для детей это целый мир
– Посмотрите на своих детей: они же как
сумасшедшие!
Может, весна действует? – И в голосе пожилой
учительницы звучат озорные нотки.
Коллеги поднимают глаза и вместо тетрадок с
репетиционной контрольной видят перед собой...
апрель!
Весна. На улицу! В лес! В дорогу!
Пора отправляться в образовательное путешествие.
И почему бы нам не начать запись в Орден
Образовательных Путешественников?
Сегодня мы выходим в “открытый космос” из
четырех школьных стен. Как же не похож наш мир на
теорему Пифагора! Как щедр он на подарки, секреты,
удивления! Особенно весной. Видеть, разгадывать,
радоваться собственным открытиям – ведь это
такие важные человеческие умения.
Вы никогда не замечали, что вашим
шестилетним ученикам не очень-то нравится сидеть
в классе, читать, писать и решать задачки? Гораздо
больше их привлекает мир за окном. Психологи
говорят, что в этом возрасте дети превращаются в
настоящих исследователей окружающего мира,
вернее, исследователей-лаборантов. Ставить
опыты, экспериментировать, удивляться
увиденному – вот их стихия. Это ли не повод
отправиться с детьми в образовательное
путешествие или на экскурсию?
Идея использования музейных площадок в
образовательных целях не нова. Еще в 1903 году в
Германии проходила конференция “Музей как
образовательное и воспитательное
пространство”, а в семидесятые годы там же
возникла музейная педагогика. Но тогда речь шла
только о старших школьниках. А стоит ли водить в
музей младших? И как лучше организовать для них
образовательное путешествие?
Ученики нашей школы отправляются на небольшие
экскурсии каждую неделю. Мы стремимся найти
компромисс, темы уроков включаются в экскурсию, и
наоборот – информация, полученная детьми в
музее, используется на уроках. Вот пример.
Собираются наши шестилетки в образовательное
путешествие в краеведческий музей. Каждый
получил специальный лист с вопросами, на которые
надо постараться ответить тут же. Сегодня мы
изучаем следы древней жизни. На листке два
вопроса и задание: 1. Как ученые узнали, какие
растения были много-много лет назад? 2. Какой
зверь был самый могучий в эпоху оледенения и чем
он питался? 3. Назови пять животных, живших в эпоху
оледенения. Дети рассматривают экспонаты музея,
расспрашивают музейных консультантов,
зарисовывают необходимое в свои альбомчики, а те,
кто уже научился писать, сразу заполняют
вопросники.
Целый год мы разрабатывали курс зоологии для
шести-восьмилетних детей вместе со
специалистами Зоологического музея Томского
государственного университета и затем наблюдали
детей во время экскурсий. Теоретически мы
понимали, что посещение детьми зоологического
музея, зоопарка дает им возможность наиболее
полно представить себе жизнь животных, получить
различные сведения об их повадках и среде
обитания. Но на практике все оказалось гораздо
значительнее и ярче. Да и экскурсовод вдруг
превратился в настоящего учителя, который
стремится удовлетворить интерес детей,
рассказывает им необычные истории, может
спросить что-либо из предыдущей экскурсии,
помочь детям разгадать какой-нибудь кроссворд.
В Планетарии наши дети, хотя они всего лишь
шестилетки, учились слушать настоящие лекции. Но
проходили они на фоне настоящего звездного неба,
которое в классе трудно обустроить. А потом
благодаря впечатлениям и знаниям, полученным в
Планетарии, вместе с учителями смогли поставить
дидактический спектакль “Солнечная система”.
Спектакль оказался интересным не только для
зрителей, но и для самих авторов, выступавших в
роли планет.
...В оранжерее томского Академгородка – буйство
цветущих, а иногда плодоносящих растений. Мы идем
с ребятишками среди этой зеленой красоты. А по
стеклу с другой его стороны стекают капельки
оттаявшего снега – на улице –20°. В Сибирь все
никак не придет весна. У нас опять
образовательное путешествие. На этот раз мы
изучаем тропические растения...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|