ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ПУТЕШЕСТВИЕ
Евгения СОЛОВЕЙ, учительница
Москва
Другой город
Каждый музей может наполниться жизнью,
каждая улица – стать музеем
– Посмотрите на своих детей: они же как
сумасшедшие!
Может, весна действует? – И в голосе пожилой
учительницы звучат озорные нотки.
Коллеги поднимают глаза и вместо тетрадок с
репетиционной контрольной видят перед собой...
апрель!
Весна. На улицу! В лес! В дорогу!
Пора отправляться в образовательное путешествие.
И почему бы нам не начать запись в Орден
Образовательных Путешественников?
Сегодня мы выходим в “открытый космос” из
четырех школьных стен. Как же не похож наш мир на
теорему Пифагора! Как щедр он на подарки, секреты,
удивления! Особенно весной. Видеть, разгадывать,
радоваться собственным открытиям – ведь это
такие важные человеческие умения.
Когда едешь с ребятами в другой город,
задаешь себе вопрос: как сделать, чтобы ребята
узнали его получше за короткий срок, чтобы он
стал им ближе? Конечно, можно воспользоваться
услугами экскурсоводов или информацией из книг,
путеводителей, Интернета, а можно расспрашивать
жителей города, ходить и смотреть самостоятельно,
задаваться вопросами, искать на них ответы,
сравнивать. Какой путь выбрать?
Когда мы с нашими семиклассниками решили
направить свои стопы в древние и славные города
Коломну и Зарайск, мы пошли вторым путем. Сначала
– самостоятельные путешествия по карте. Ребята
изучали карту города, где отмечены наиболее
интересные и привлекательные для туристов места,
пытались понять принципы его строительства. А
потом отправлялись в поход по одному, парами,
группами или командами.
Куда же они шли? У одних маршрут был задан на
карте, им было поручено отметить все
встретившиеся и заинтересовавшие их места. Можно
по-другому: интересные места определить сразу, до
выхода на улицу, и дать ребятам задание составить
наиболее логичный маршрут, чтобы посмотреть все
и не устать. Можно давать вопросы на сравнение
зданий, стилей, времени постройки, сравнивать с
московской архитектурой или с ранее виденным в
других городах. Очень хорошо давать задания
зарисовать, например, какие-то детали
архитектуры, причем тем, кто «не умеет рисовать»,
надо сказать, что это не самоцель, а возможность
остановиться, внимательно разглядеть,
всмотреться, медленно переводя взгляд с детали
на деталь.
Только после этой работы мы заказали экскурсии –
ребята слушали развесив уши, вопросов было очень
много. Представляете, в Коломенском кремле нас
завели внутрь башни, а там – древнерусские
военные костюмы, оружие. И никто не говорит:
«Руками не трогать», «Не прислоняться к
экспонатам», а наоборот – молодые парни из
исторического клуба «Ратибор» предлагают все
взять в руки и примерить. Каждый наш семиклассник
надел тяжелую кольчугу, шлем, а еще копье, щит и
тяжеленный меч – да, нелегко было в старину быть
воином!
А потом каскадеры нам показали, как древние
русичи сражались мечом и даже двумя одновременно,
как бились в поединке. Все выглядело так
натурально, что аж дух захватывало, казалось, что
еще одно касание – и прольется кровь. История
переставала быть сухой наукой для наших
семиклассников, да и для взрослых тоже.
А потом мы набрели на улицу Арбатскую. Здесь
разговорились с жителями. Казалось бы, улица как
улица, но это не так. «Уличане» на свои
собственные средства разыскивают материалы о
поэтах и художниках, которые жили или имели какое-то
отношение к их местечку. Например, на доме, около
которого присела отдохнуть Анна Ахматова, а
потом описала Коломну в своей поэме «Шиповничек»,
они повесили памятную доску со стихами, а около
нее на скамью положили из металла сделанную
изящную веточку шиповника. Руководитель этого
проекта Аркадий Арзуманов мечтает создать музей
одной улицы: ведь существует же в Киеве
Андреевский спуск Михаила Булгакова.
Вот и получается, что коломенские зацепки и
впечатления появлялись у наших ребят не только
от музеев и экскурсий, но и от общения с
интересными людьми, которых искали и находили мы,
которые искали и находили нас.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|