СТАРШАЯ ШКОЛА
Аттестат самостоятельности
Социальная практика “Международного
бакалавриата” – школьный опыт реальной жизни
Начиная работу по социальным программам
«Международного бакалавриата», мы на выбор
предложили детям разные виды деятельности:
организацию перемен, спектаклей в начальной
школе, продажу одежды “сэконд-хенд”,
экологические рейды, помощь
учителям-пенсионерам.
Некоторые ребята, вовлеченные в программу,
поставили перед собой серьезные задачи.
“Моя работа, – говорит десятиклассница Наташа
Романова, – рассчитана на тех людей, которым
небезразлична судьба их будущих детей, судьба
тех, чей жизненный путь уже заранее известен, а
также тех, кто стремится помочь больным ДЦП,
помочь своей поддержкой, пониманием и участием».
Наталья – горячий поборник программы
Международного бакалавриата. Наша встреча с ней
состоялась после спектакля по пушкинской
трагедии «Каменный гость», где девушка играла
очаровательную и гордую донну Анну.
– Что ты почувствовала, когда получила в
девятом классе предложение попробовать себя в
работе с детьми, больными ДЦП?
– Тогда я с трудом представляла себе, что это
такое, но твердо знала одно – это будет трудно.
Однако я всегда считала себя сильным человеком,
способным понять других.
– Другими словами, ты почувствовала, что
это твое призвание?
– Не знаю. Мне вообще-то с детства говорили, что у
меня педагогические способности. Друзья считают,
что я могу научить кого угодно чему угодно. Тогда
я почувствовала, что в состоянии помочь этим
ребятам. К тому же мне было просто интересно.
– А ты веришь в Бога?
– Да, и считаю: это во многом определило мой
выбор.
– Ты могла бы назвать себя жалостливым
человеком?
– Вообще да. Например, если бы я увидела на улице
бездомного котенка, обязательно подобрала бы.
Кстати, поначалу моей главной ошибкой в работе с
больными ДЦП было то, что я жалела их.
– Они не позволяют себя жалеть?
– Нет, но есть, между прочим, совершенно
беспроигрышный вариант. Если ребенок настроен
агрессивно по отношению к тебе, надо попросить
его помочь. Вообще у больных ДЦП завышена
самооценка. Никто из них не оценивает свое
психическое состояние адекватно и не может
контролировать эмоции.
Они плохо адаптируются, потому что привыкли
доверять людям: в обществе, в детских домах и
интернатах все делается ради больных, и мало кто
из них может себе представить, что кто-то на улице
может их обидеть.
Они ищут себе друзей, сходных по интеллекту. У
больных сильно развита взаимовыручка. Например,
я несколько раз была свидетельницей того, что
более здоровые ребята отдавали свои подарки
лежачим или просто больным в более тяжелом
состоянии.
Если в интернате кто-то умирает, то у всех
гнетущее настроение...
Эти живые наблюдения, думается, не сравнятся ни с
какими профессиональными психологическими
исследованиями. И завершая среднее образование,
Наташа Романова имеет намного больше, чем
аттестат с оценками по алгебре, физике,
литературе и т.д. Проделанная ею работа, возможно,
спасла не только души, но и жизни больных ребят,
нуждавшихся не столько в медицинской помощи,
сколько в нормальном человеческом общении. Но
пожалуй, самое важное ее достижение – в
преодолении себя, своих страхов, возможно,
комплексов, но главное, предрассудков.
Хотя Наташа и не намеревается связать свою
дальнейшую жизнь с медициной (ее будущая
профессия – архитектор), она не собирается
расставаться со своими подопечными – ведь это не
просто дети, с которыми она работала, это ее
друзья. Не знаю, что может сравниться с таким
жизненным уроком для человека, только
заканчивающего школу. Разве что сама жизнь?
P.S. Сегодня помогать детям, больным ДЦП,
идут намного более подготовленные ученики
“Community service” и главное – подготовленные
психологически. Во многом это заслуга Наташи и ее
друзей, ставших своего рода первопроходцами
социальной деятельности в России.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|