Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

СТАРШАЯ ШКОЛА

Другие правила для школьной олимпиады?

Нет, другое настроение, которое можно создать в вашей школе!

Предметная ученическая олимпиада – одна из традиционных форм современного школьного образования. Тысячи ребят ежегодно пробуют свои силы в предметных ученических олимпиадах различного уровня: от внутришкольных до международных. Сотни учителей готовят юных интеллектуалов к достойному участию в этих соревнованиях, переживают за своих питомцев и хотят видеть их победителями. Неистощимую энергию и подлинный энтузиазм проявляют организаторы, чью заботу составляют не только подбор заданий, проверка детских работ и определение победителей, но и решение множества разноплановых вопросов: денежных, формально-документальных, этических.
Но, оказывается, не все педагогические возможности олимпиады открыты. По крайней мере в массовой практике.
Так какой же она может быть – другая ученическая олимпиада?

Как для нас все началось

В школу № 88 города Северска Томской области приглашение на Международную интеллектуально-творческую ученическую олимпиаду пришло, можно сказать, неожиданно. Но раз уж пришло, надо готовиться. Учителя, как обычно, составили список ребят – 24 самых сильных в учебе старшеклассника.
– А что там будет? – спросили ребята.
– Во-первых, – объяснил директор школы Сергей Викторович Филатов, – выступать придется командой, а не по одному, как это бывает обычно. То есть в одну команду будут входить и малышня, и старшие. И конечно, не так-то просто быть командой!
(Не всем это понравилось, и на следующую встречу пришли не все.)
– Во-вторых, по условиям олимпиады, сначала надо пройти заочный тур соревнований: придумать задания для младших, получить консультацию учителя, выполнить описание задумок. Словом, взять на себя пусть интересный, но довольно объемный труд.
(И снова кто-то «потерялся в пути».)
– В-третьих, на олимпиаде будет не один тур, индивидуальный, а три: индивидуальный, парный и групповой. Значит, надо не только быть интеллектуалами и уметь творчески подойти к делу, но и уметь выполнять задания слаженно, уметь слушать друг друга, уступать и доказывать свою точку зрения, распределять работу, защищать принятое решение перед другими командами.
(Остались самые стойкие и начали готовиться.)
Взрослые, которые помогали ребятам, понимали, что нельзя сводить проведение олимпиады только к соперничеству. Олимпиада – это прежде всего способ познать свои возможности, самого себя, свой характер, способность взаимодействовать с другими людьми. Прожив олимпиаду, ты становишься другим человеком.
И наоборот, если следовать привычным принципам организации ученических олимпиад (большой временной разрыв между олимпиадами; участие только успешных детей; закрытость последующих ступеней для тех, кто не прошел предыдущие; отсутствие обратной связи с детьми-участниками; акцент на соревновании; изолированность участников друг от друга), то ничего этого не произойдет.
Известно, что при обычной организации олимпиад эмоции и нравственные переживания большинства детей оказываются сосредоточенными исключительно на собственном успехе или неуспехе. Некоторые дети относятся к олимпиаде безразлично, воспринимая ее как формальное мероприятие, куда их для галочки отправили учителя. И лишь единицы видят в олимпиаде «праздник ума», возможность узнать что-то новое, совершить интеллектуальный прорыв, выполняя необычное задание. Выходит, что мы, взрослые, не видим олимпиаду как особую социальную ситуацию детского развития, а лишь выявляем наиболее талантливых и успешных ребят, которые и составляют впоследствии нашу профессиональную гордость.
Отчего-то мы забываем и изначальный смысл Олимпийских игр, которые представляют собой значительное культурное событие, вызывающее интерес и восхищение миллионов людей, пусть далеких от спорта, но «заболевающих» им и познающих его величие.
Достижим ли в образовательной практике столь мощный культурный образец?

Поездка в Москву

Мы ехали на ученическую олимпиаду Международной ассоциации «Развивающее обучение» в Москву и, честно говоря, волновались: мы знали, что нам предстоит выполнять задания, не только рассчитанные на практическое применение предметных знаний, но и требующие анализа, моделирования, планирования, контроля. Нам придется вникать в ранее незнакомую ситуацию и находить способы действия в ней.
...Открытие олимпиады было праздничным и ярким. А потом нас ожидали олимпиадные будни: туры соревнований, консультации экспертов (судей), разбор заданий с учителями и детьми, дополнительные творческие конкурсы.
На групповом туре для наших ребят самым сложным оказалось защитить свой проект, представить и отстоять свою точку зрения и оспорить чужую. Проект потребовал и знаний, и сознательного, рефлексивного отношения детей к собственному жизненному и школьному опыту, некоторой социальной и даже гражданской зрелости, а также фантазии и воображения. А этого-то у нас и не хватало.
В парном туре ребята совместно решали предметную задачу, требующую распределения и координации действий, и занимали при этом разные содержательные позиции (автор – критик, математик – естественник, литератор – языковед).
Индивидуальный тур проводился по пяти предметам (русский язык, естествознание, математика, литература, изобразительное искусство), и каждый из участников мог выбрать любые два.
Именно эти рабочие дни стали для нас самыми важными и запоминающимися. Могли ли мы, например, представить, что к нам на чай запросто придет «живой судья» Виктор Александрович Гуружапов и будет обсуждать с командой ее огорчения и победы?
...Мы вернулись в Северск, чуть-чуть не дотянув до первой десятки, и посчитали это для начала неплохим результатом. Ребята научились выдержке, самоконтролю, взаимопомощи. Они расширили свой интеллектуальный, эмоциональный, творческий опыт, побывали в ситуациях соревнования, сотрудничества, неформального общения, в ситуациях лидерства, равноправия, подчинения. А главное, мы оправдали название своей команды – «Единство»: дух сплоченности помог преодолеть все трудности и сохранить веру в себя.

Снова в Северске

После нашей поездки прошло полтора года. С тех пор в школе № 88 появилась «Школа развития интеллектуально-творческих способностей “Единство”» – живое продолжение дела, начатого весной 2000 года при подготовке к международной олимпиаде.
Важно, что, работая специально с одаренными, педагоги организовали внутришкольную интеллектуально-творческую олимпиаду, в которой приняли участие около трети учеников 2–9 классов независимо от программ обучения. Организуя олимпиаду, педагоги расширили собственный профессиональный опыт: стали авторами интересных заданий, руководителями команд, строгими, но доброжелательными экспертами. Ребята и взрослые вместе придумали нехитрые правила проведения своих олимпиад:
1. Пусть олимпиады в школе проводятся на разных уровнях: в классе, параллели, возрастной группе. Тогда у многих будет возможность поучаствовать в нескольких олимпиадах.
2. На олимпиаде обязательно должны быть зрители. Мы приглашаем даже ребят и учителей из других школ.
3. Критерии оценки индивидуальных, парных, групповых работ пусть будут заранее известны участникам. Тогда и готовиться к олимпиаде интереснее, и самому можно понять, почему проиграл.
4. В школе надо создать открытый информационный банк по интеллектуально-творческим олимпиадам – включить примеры заданий, образцы лучших решений, видеозаписи группового тура и т.д.
5. Если ты раньше победил в городской, областной, международной интеллектуально-творческой олимпиаде, то в школьной уже не соревнуешься. Но зато можешь стать автором заданий, консультантом у младших ребят или помощником организаторов!
6. До и после общешкольной олимпиады у ребят, участников и зрителей, должна быть возможность получить консультацию учителей (авторов заданий, экспертов, организаторов).
7. Олимпиада проводится как праздник.
8. Уроки обогащаются олимпиадными заданиями и формами.

Олимпиец, олимпируй!
(Вместо заключения)


Ученическая олимпиада, организованная таким образом, чтобы быть полноценной формой детского образования, развития, воспитания, – вот о чем мечтали северские учителя вслед за энтузиастами из Международной ассоциации «Развивающее обучение». И секрет другой олимпиады оказался прост: она перестает быть мероприятием, непонятно зачем стоящим в годовом плане, и становится событием, долгожданным для педагогов и для всех учеников.

О.  КОРСУНОВА,
соискатель Института теории
образования и педагогики РАО

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru