СТАРШАЯ ШКОЛА
Другие правила для школьной олимпиады?
Нет, другое настроение, которое можно
создать в вашей школе!
Предметная ученическая олимпиада –
одна из традиционных форм современного
школьного образования. Тысячи ребят ежегодно
пробуют свои силы в предметных ученических
олимпиадах различного уровня: от внутришкольных
до международных. Сотни учителей готовят юных
интеллектуалов к достойному участию в этих
соревнованиях, переживают за своих питомцев и
хотят видеть их победителями. Неистощимую
энергию и подлинный энтузиазм проявляют
организаторы, чью заботу составляют не только
подбор заданий, проверка детских работ и
определение победителей, но и решение множества
разноплановых вопросов: денежных,
формально-документальных, этических.
Но, оказывается, не все педагогические
возможности олимпиады открыты. По крайней мере в
массовой практике.
Так какой же она может быть – другая ученическая
олимпиада?
Как для нас все началось
В школу № 88 города Северска Томской области
приглашение на Международную
интеллектуально-творческую ученическую
олимпиаду пришло, можно сказать, неожиданно. Но
раз уж пришло, надо готовиться. Учителя, как
обычно, составили список ребят – 24 самых сильных
в учебе старшеклассника.
– А что там будет? – спросили ребята.
– Во-первых, – объяснил директор школы Сергей
Викторович Филатов, – выступать придется
командой, а не по одному, как это бывает обычно. То
есть в одну команду будут входить и малышня, и
старшие. И конечно, не так-то просто быть
командой!
(Не всем это понравилось, и на следующую встречу
пришли не все.)
– Во-вторых, по условиям олимпиады, сначала надо
пройти заочный тур соревнований: придумать
задания для младших, получить консультацию
учителя, выполнить описание задумок. Словом,
взять на себя пусть интересный, но довольно
объемный труд.
(И снова кто-то «потерялся в пути».)
– В-третьих, на олимпиаде будет не один тур,
индивидуальный, а три: индивидуальный, парный и
групповой. Значит, надо не только быть
интеллектуалами и уметь творчески подойти к
делу, но и уметь выполнять задания слаженно,
уметь слушать друг друга, уступать и доказывать
свою точку зрения, распределять работу, защищать
принятое решение перед другими командами.
(Остались самые стойкие и начали готовиться.)
Взрослые, которые помогали ребятам, понимали, что
нельзя сводить проведение олимпиады только к
соперничеству. Олимпиада – это прежде всего
способ познать свои возможности, самого себя,
свой характер, способность взаимодействовать с
другими людьми. Прожив олимпиаду, ты становишься
другим человеком.
И наоборот, если следовать привычным принципам
организации ученических олимпиад (большой
временной разрыв между олимпиадами; участие
только успешных детей; закрытость последующих
ступеней для тех, кто не прошел предыдущие;
отсутствие обратной связи с детьми-участниками;
акцент на соревновании; изолированность
участников друг от друга), то ничего этого не
произойдет.
Известно, что при обычной организации олимпиад
эмоции и нравственные переживания большинства
детей оказываются сосредоточенными
исключительно на собственном успехе или
неуспехе. Некоторые дети относятся к олимпиаде
безразлично, воспринимая ее как формальное
мероприятие, куда их для галочки отправили
учителя. И лишь единицы видят в олимпиаде
«праздник ума», возможность узнать что-то новое,
совершить интеллектуальный прорыв, выполняя
необычное задание. Выходит, что мы, взрослые, не
видим олимпиаду как особую социальную ситуацию
детского развития, а лишь выявляем наиболее
талантливых и успешных ребят, которые и
составляют впоследствии нашу профессиональную
гордость.
Отчего-то мы забываем и изначальный смысл
Олимпийских игр, которые представляют собой
значительное культурное событие, вызывающее
интерес и восхищение миллионов людей, пусть
далеких от спорта, но «заболевающих» им и
познающих его величие.
Достижим ли в образовательной практике столь
мощный культурный образец?
Поездка в Москву
Мы ехали на ученическую олимпиаду Международной
ассоциации «Развивающее обучение» в Москву и,
честно говоря, волновались: мы знали, что нам
предстоит выполнять задания, не только
рассчитанные на практическое применение
предметных знаний, но и требующие анализа,
моделирования, планирования, контроля. Нам
придется вникать в ранее незнакомую ситуацию и
находить способы действия в ней.
...Открытие олимпиады было праздничным и ярким. А
потом нас ожидали олимпиадные будни: туры
соревнований, консультации экспертов (судей),
разбор заданий с учителями и детьми,
дополнительные творческие конкурсы.
На групповом туре для наших ребят самым сложным
оказалось защитить свой проект, представить и
отстоять свою точку зрения и оспорить чужую.
Проект потребовал и знаний, и сознательного,
рефлексивного отношения детей к собственному
жизненному и школьному опыту, некоторой
социальной и даже гражданской зрелости, а также
фантазии и воображения. А этого-то у нас и не
хватало.
В парном туре ребята совместно решали предметную
задачу, требующую распределения и координации
действий, и занимали при этом разные
содержательные позиции (автор – критик,
математик – естественник, литератор – языковед).
Индивидуальный тур проводился по пяти предметам
(русский язык, естествознание, математика,
литература, изобразительное искусство), и каждый
из участников мог выбрать любые два.
Именно эти рабочие дни стали для нас самыми
важными и запоминающимися. Могли ли мы, например,
представить, что к нам на чай запросто придет
«живой судья» Виктор Александрович Гуружапов и
будет обсуждать с командой ее огорчения и победы?
...Мы вернулись в Северск, чуть-чуть не дотянув до
первой десятки, и посчитали это для начала
неплохим результатом. Ребята научились выдержке,
самоконтролю, взаимопомощи. Они расширили свой
интеллектуальный, эмоциональный, творческий
опыт, побывали в ситуациях соревнования,
сотрудничества, неформального общения, в
ситуациях лидерства, равноправия, подчинения. А
главное, мы оправдали название своей команды –
«Единство»: дух сплоченности помог преодолеть
все трудности и сохранить веру в себя.
Снова в Северске
После нашей поездки прошло полтора года. С тех
пор в школе № 88 появилась «Школа развития
интеллектуально-творческих способностей
“Единство”» – живое продолжение дела, начатого
весной 2000 года при подготовке к международной
олимпиаде.
Важно, что, работая специально с одаренными,
педагоги организовали внутришкольную
интеллектуально-творческую олимпиаду, в которой
приняли участие около трети учеников 2–9 классов
независимо от программ обучения. Организуя
олимпиаду, педагоги расширили собственный
профессиональный опыт: стали авторами
интересных заданий, руководителями команд,
строгими, но доброжелательными экспертами.
Ребята и взрослые вместе придумали нехитрые
правила проведения своих олимпиад:
1. Пусть олимпиады в школе проводятся на разных
уровнях: в классе, параллели, возрастной группе.
Тогда у многих будет возможность поучаствовать в
нескольких олимпиадах.
2. На олимпиаде обязательно должны быть зрители.
Мы приглашаем даже ребят и учителей из других
школ.
3. Критерии оценки индивидуальных, парных,
групповых работ пусть будут заранее известны
участникам. Тогда и готовиться к олимпиаде
интереснее, и самому можно понять, почему
проиграл.
4. В школе надо создать открытый информационный
банк по интеллектуально-творческим олимпиадам –
включить примеры заданий, образцы лучших
решений, видеозаписи группового тура и т.д.
5. Если ты раньше победил в городской, областной,
международной интеллектуально-творческой
олимпиаде, то в школьной уже не соревнуешься. Но
зато можешь стать автором заданий, консультантом
у младших ребят или помощником организаторов!
6. До и после общешкольной олимпиады у ребят,
участников и зрителей, должна быть возможность
получить консультацию учителей (авторов заданий,
экспертов, организаторов).
7. Олимпиада проводится как праздник.
8. Уроки обогащаются олимпиадными заданиями и
формами.
Олимпиец, олимпируй!
(Вместо заключения)
Ученическая олимпиада, организованная таким
образом, чтобы быть полноценной формой детского
образования, развития, воспитания, – вот о чем
мечтали северские учителя вслед за энтузиастами
из Международной ассоциации «Развивающее
обучение». И секрет другой олимпиады оказался
прост: она перестает быть мероприятием,
непонятно зачем стоящим в годовом плане, и
становится событием, долгожданным для педагогов
и для всех учеников.
О. КОРСУНОВА,
соискатель Института теории
образования и педагогики РАО
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|