ПУТИ НОВОЙ ПЕДАГОГИКИ
НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ:
В поисках счастливых традиций
Все больше детей сегодня не хотят
ходить в школу.
Они прогуливают?
Нет, они голосуют за свободную школу!
Часто бывает, что одну и ту же проблему
мы пытаемся решить в одиночку, но можно
действовать и по-другому. В конце марта в Токио
был проведен международный семинар, на котором
педагоги и ученые обсуждали пути развития
свободных школ в разных странах мира.
Наш корреспондент Ольга Леонтьева принимала
участие в работе семинара.
Рассказывает директор школы
“Тамарики” Патриция Эдвардз
Как и во многих других странах, образовательная
система Новой Зеландии построена по принципу
британского образования, которое было внедрено в
нашей стране с 1879 года. Дети из бедных семей,
которые в будущем станут рабочими, согласно этой
системе нуждаются лишь в минимальном умении
чтения и счета. Лишь немногие, самые умные ребята,
которые в будущем станут врачами, учителями,
юристами, должны получить “настоящее”
образование, стать достойными членами общества.
Обычно они обучаются, как солдаты в строю, не имея
шанса задавать свои вопросы, как бы исправляя
заложенную в них плохую сущность
необразованности. Такая система традиционно
сложилась во многих христианских странах.
Но многие сильные люди, не желающие укрощать
детей, вкладывая им в головы бесполезные знания и
сдерживая жизненную энергию, борются с
авторитарной классно-урочной системой. Более
двадцати свободных частных школ были открыты в
нашей маленькой стране за последние 150 лет, и
очень много свободных классов внутри
общеобразовательной системы. Однако традиции
общества переломить трудно: взрослые привыкли
думать, что хорошее образование дает некоторую
гарантию успешности в будущей жизни – позволяет
получить хорошую работу и зарплату. Именно так
считают большинство учителей, день за днем
подавляя детскую свободу и любознательность.
Поэтому для многих ребят школьные годы
становятся самой ужасной частью их жизни.
Наша школа была основана в январе 1966 года
родителями, заинтересованными в новом типе
образования для своих детей, учителями, которые
до этого работали в игровом центре, и
психологами, глубоко верящими, что психическое
здоровье детей напрямую зависит от их раннего
опыта общения, взаимоподдержки. Мы считаем, что:
игра – это лучший способ обучения всех людей, не
только детей;
каждый ребенок достоин уважения, так как уже
является целостной личностью, с собственным
темпераментом, потребностями, особенностями;
учиться можно лишь используя собственную
энергию, решая самостоятельно, чем заняться и
когда сменить вид деятельности;
эмоциональная комфортность и добрые
взаимоотношения должны быть непременной,
необходимой частью школьной жизни.
С 1990 года наша школа финансируется государством,
родители платят лишь небольшие взносы,
позволяющие нанимать дополнительных учителей.
Возможно, наша школа не совсем обычна, но с самого
ее основания учителя особое внимание уделяют не
ведению учеников в мир знаний, а душевному
здоровью. Дело в том, что в Новой Зеландии больше,
чем в других странах мира, развит детский суицид.
Возможно, это происходит из-за того, что дети
постоянно видят, как сильные люди (взрослые)
нападают на более слабых (детей), подавляют их
индивидуальность. Один психиатр как-то сказал
мне в частной беседе, что примерно у 95% людей
нарушено здоровье из-за нервных потрясений,
которые произошли в детстве – в основном в школе,
но об этом не принято говорить вслух, иначе эти
люди могут потерять кредитоспособность. В
“Тамариках” мы создаем такую атмосферу, чтобы
каждый ребенок мог изобретать, творить, жить
полнокровной счастливой жизнью.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|