Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ПУТИ НОВОЙ ПЕДАГОГИКИ

Тайвань:

Услышать – значит помочь

Все больше детей сегодня не хотят ходить в школу.
Они прогуливают?
Нет, они голосуют за свободную школу!

Часто бывает, что одну и ту же проблему мы пытаемся решить в одиночку, но можно действовать и по-другому. В конце марта в Токио был проведен международный семинар, на котором педагоги и ученые обсуждали пути развития свободных школ в разных странах мира.
Наш корреспондент Ольга Леонтьева принимала участие в работе семинара.

Тайваньская школа на сегодняшний момент находится в кризисной ситуации. С одной стороны, государство финансирует ее и декларирует необходимость распространения ее опыта: требует ежегодные письменные отчеты, знакомит с ними других учителей. С другой – ограничивая число учеников (не больше тридцати), неизбежно ведет школу к скорому самоуничтожению. Дело в том, что большинство ребят в школе оказались одного возраста, поэтому выпускников, на чье место могли бы прийти новые дети, там нет. Когда же все подрастут, школу придется закрыть, просто некому будет там учиться. Государство не считает нужным (боится? перестраховывается?) расширять школу “до завершения исследования”. А оно на самом деле еще и не начиналось, ведь в таких школах должны учиться ребята разного возраста, помогая друг другу, создавая свои законы и традиции, передавая их из поколения в поколение.
Предложения коллег были самыми разнообразными: изменить систему распространения имеющегося опыта на более натуральную; быть лояльнее с учительскими профсоюзами и не противопоставлять себя остальным образовательным учреждениям; найти единомышленников в правительстве; найти людей, которые работают в других сферах, но имеют сходные проблемы, и многое другое. Все идеи можно было свести практически к одному: все можно изменить, если очень захотеть и приложить еще больше усилий. Но один человек, даже такой сильный и целеустремленный, как директор этой школы Йа-Шинг Ли, не в силах сделать все в одиночку. Коллеги, работающие рядом, привыкли к ее постоянной опеке, поддержке, защите – так очень часто случается в инновационных школах. И ее вопрос, как сделать так, чтобы и груз ответственности разделить с педагогами, родителями, учениками, пока остался без ответа.
Когда обсуждение закончилось, Йа-Шинг поблагодарила коллег и... заплакала. Она просто сказала людям, собравшимся из восьми разных стран, что очень, очень устала. Вслед за ней слезы показались на глазах Патриции Эдвардз, которая более двадцати лет является директором большой школы. Через пять минут все женщины, присутствовавшие на семинаре, стояли обнявшись и радостно рыдая. Почему радостно? Просто они привыкли всегда и везде быть сильными, а здесь, на далекой для всех земле, совершенно неожиданно нашли тех, с кем не нужно притворяться. Они нашли новых друзей, они знают, что теперь стали гораздо сильнее. Мужчины молча стояли рядом. Никто никого не успокаивал: а зачем?
Работа учителя постоянно требует огромной самоотдачи. Работа педагогов, взявших на себя груз создать школы, пусть непонятные большинству взрослых, но комфортные для детей, требует еще большей степени напряжения. Но они идут на это, так как абсолютно уверены, что школы такого типа необходимы каждому ребенку, чтобы быть счастливым человеком двадцать первого века. Однако давление привычной всем образовательной системы пытается уничтожить свободные школы во всех странах. Самые сильные люди в душе остаются маленькими, незащищенными детьми. Просто им приходится это скрывать от всех и даже от самих себя. Но бывает так трудно, так необходимо найти тех, кому можно было бы показать свою слабость. И слезы в такой ситуации – высшая степень доверия.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru