Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ПУТИ НОВОЙ ПЕДАГОГИКИ

Япония:

Подростки готовы учиться.
Но без уроков и программ

Все больше детей сегодня не хотят ходить в школу.
Они прогуливают?
Нет, они голосуют за свободную школу!

Часто бывает, что одну и ту же проблему мы пытаемся решить в одиночку, но можно действовать и по-другому. В конце марта в Токио был проведен международный семинар, на котором педагоги и ученые обсуждали пути развития свободных школ в разных странах мира.
Наш корреспондент Ольга Леонтьева принимала участие в работе семинара.

Исследование показало, что ученики убегают из школ, построенных по классно-урочному принципу: класс – общие программы – уроки – отметки. Такая образовательная система стала особенно мощной после Второй мировой войны, когда требовалось быстрое восстановление экономического потенциала и большое количество рабочих-исполнителей. Чтобы привлечь детей в школу, сегодня в Японии развивается структура альтернативных образовательных учреждений, в которых жесткий контроль и программы уступили место свободным и дружеским отношениям между взрослыми и детьми. Интересно, что с этой целью ученые Японии активно изучают историю русской педагогики, видя в коммунарском движении, педагогике Толстого, Макаренко, Сухомлинского важные и необходимые сегодня принципы построения образования.
Образовательные учреждения нового типа разделены в этой стране на две основные группы. В так называемых свободных школах существует индивидуальная работа с детьми, выбор учебных предметов, демократическое соуправление, совместная детско-взрослая деятельность. Туда приходят дети, чья жизнь стала невыносимой в обычных учебных заведениях, но кто имеет достаточно сил регулярно посещать занятия. А для тех ребят, которые имеют более серьезные психологические травмы и категорически отказываются ходить в любую школу каждый день, открыты “свободные пространства”. Там работают взрослые в основном как волонтеры, и ребята просто имеют право присутствовать там, когда нужные и важные для них люди могут с ними заниматься. Часто через “свободное пространство” дети постепенно возвращаются к учебе. 

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru