Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N12
СЮЖЕТЫ 

Алексей МИТРОФАНОВ

“Железное перо”

На писателей Воронежу всегда везло. Концентрация так называемых литературных мест здесь такова, что эти самые места просто не могут поделить между собою город, наступают одно на другое. Пример тому – дом № 46 по проспекту Революции. Он связан с двумя известнейшими литераторами – Андреем Платоновым и Алексеем Кольцовым. Жили они в разные эпохи и, естественно, знакомы не были. Просто так вышло.

Дом № 46 по проспекту Революции

Семья предпринимателя Василия Кольцова, батюшки поэта, бедной не была. Во всяком случае, он мог себе позволить дом на самой престижной улице Воронежа. И даже отвести своему сыну (при том что предприниматель не испытывал особенной любви к наследнику, избравшему столь несерьезное занятие) весьма просторные покои. Алексей Кольцов писал Белинскому: “Живу теперь, однако, я очень порядочно, занимаю в третьем этаже на мезонине четыре комнаты: две маленькие, небольшую прихожую, приемную, другую гостиную и четвертую кабинет; комнаты без мебели, но свежие и чистые”.
Как поэт обходился без мебели, можно только догадываться. Однако же именно здесь он провел последние годы своей недолгой жизни – здесь он сильно болел (“Лекарь мой, несмотря на то, что я ему мало платил, приезжал ко мне три раза в день”), здесь навещал его другой поэт – Жуковский (“Приезд Василия Андреевича в Воронеж много меня осчастливил. Не только кой-какие купцы, и даже батенька не верил кой-чему, теперь уверились… Словом, мне теперь жить и с горем стало теплей дюже”). Здесь же в 1842 году Кольцов умер.
А под конец столетия другой предприниматель, Дмитрий Самофалов, разрушил бывший дом Кольцовых и на старом фундаменте выстроил новое, доходное сооружение. Здесь на первом этаже располагались магазины, предлагавшие товар самый разнообразный – учебники, барометры, очки, духи, газеты, швейные машинки “Зингер”, – а также кафе-кондитерская “Жан”.
После революции спрос на барометры и прочие излишества упал, зато кондитер продолжал свой бизнес. Один из современников писал об этом: “Был в Воронеже… клуб журналистов “Железное перо”. Когда-то это помещение занимала кофейня “Жан”. С установлением советской власти бывший владелец кофейни стал “товарищ Жан” и вкупе со своими бывшими официантами, объединившись в артель, начал кормить местных журналистов обедами. В то голодное время это было необычайным явлением: шутка ли, могли пообедать, разумеется, со своим хлебом… или взять на дом тарелку супа, в котором плавает один единственный капустный лист, и на второе – две залитые жидким киселем пшенные котлеты”.
Другой мемуарист добавлял: “В клубе можно было выпить стакан суррогатного кофе или чаю с печеньем тех времен, а главное – посидеть в тепле и уюте, послушать горячее выступление кого-нибудь из комсожуровцев на общественные и литературные темы или познакомиться с новыми стихами молодых поэтов”.
Именно здесь, случалось, выступал Андрей Платонов. Сначала со стихами, а затем – с прозой и рефератами. И в современном краеведении это не только лишь кольцовское, но и платоновское место.
Правда, мемориальная доска посвящена Кольцову. Ее сначала по ошибке вывесили на соседний дом № 44. Но в скором времени одумались и перевесили на правильное место.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru