ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N12
СЮЖЕТЫ
Митрофановские мощи
Одно из самых знаменитых (хотя и не
сказать чтобы самых красивых) зданий города
Воронежа – главный корпус университета. Ранее на
этом месте тоже находилось еще более известное
строение – Митрофановский монастырь.
Воронежский епископ Митрофан служил во
времена Петра Великого. Он был одним из тех не
слишком многочисленных священников, которые
стояли на стороне смелых царевых преобразований.
В большинстве своем батюшки осуждали Петра
(дескать, заставляет брить бороды, уподобляясь
из-за этого псам и котам, да и вообще характер у
него не русский, а какой-то иноземный). Митрофан
же участвовал в строительстве флота
(естественно, материально) и оказывал царю, что
называется, духовную поддержку.
Петр очень высоко ценил епископа. Когда тот
скончался, царь собственноручно прикрыл его веки
и произнес:
– Нам стыдно будет, если не засвидетельствуем
признательности сему благодетельному пастырю
отданием последней почести: мы сами вынесем тело
его.
И действительно, царь с высшими российскими
военачальниками нес гроб с усопшим епископом в
храм, а затем в усыпальницу.
– Не осталось у меня такого святого старца, –
сокрушался Петр, – буди ему вечная память.
В 1862 году в городе состоялось торжественное
открытие мощей святителя, а двумя годами позже
воронежский архиепископ Антоний II обратился в
Священный Синод: “По открытию святых мощей
новоявленного Воронежского святителя и
чудотворца Митрофана, для вящего хранения сей
святыни, по великому стечению богомольцев со
всей России, и для ознаменования должного
благоговения к угоднику Божию, согласно желанию
благочестивых граждан Воронежских, весьма бы
полезно устроить монастырь, где опочивают Св.
мощи”.
Так вокруг храма Благовещения образовался
монастырь, один из самых молодых в России. Он был
торжественно открыт 1 сентября 1836 года. Позже при
нем учредили братство святителей Митрофана и
Тихона, библиотеку с читальней, в которой
показывали “световые картинки” – естественно,
самого благостного, религиозного содержания.
Главной же притягательной силой обители
оставались конечно же мощи Петрова соратника.
Один из героев романа Эртеля “Гарденины”
жаловался на героиню того же романа: “Предлагал
медицинские советы, – у ней, кажется, застарелый
ревматизм, – отвергает, маслицем от раки
святителя Митрофана мажется”.
А очарованный странник Лескова рассказывал:
“Поехали мы с графом и графинею в Воронеж, – к
новоявленным мощам маленькую графиньку
косолапую на исцеление туда везли”.
Митрофановские мощи набирали популярность. И
забывалось как-то, что еще в начале
девятнадцатого века не было ни монастыря и ни
самой святыни. Воронежская поэтесса Валентина
Дмитриева обмолвилась в одном из прозаических
произведений: “На крутом берегу р. Воронежа, там,
где высятся древние стены и золотыми звездами
сверкают синие главы Митрофаньевского
монастыря, там, точно паутина, во все стороны
расползается запутанная сеть узеньких и тесных
улиц и переулочков, застроенных незатейливыми
бедными домишками”.
В то время “древним стенам” не было и сотни лет.
После революции монастыря не стало. По преданию
никто не соглашался снять с высокой колокольни
крест. В конце концов некий маляр за тысячу
рублей вызвался выполнить эту работу. Выполнил,
но в скором времени сошел с ума.
До середины двадцатого века здесь доживали век
какие-то разрозненные монастырские постройки.
Лишь в пятидесятые годы было принято решение –
все, что осталось, разобрать и выстроить на этом
месте главный университетский корпус. Это
несмотря на то, что монастырь был в своем роде
памятником революционного движения – здесь в 1891
году служил помощником садовника писатель
Максим Горький. Но не беда – мемориальная доска
была повешена на университетском здании.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|