ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N12
Все о Воронеже
Воронеж не туристический город. В том
смысле, что он не относится к традиционным
туристическим маршрутам. Он лежит в стороне от
Золотого кольца, от Волги и Оки с их белыми
экскурсионными теплоходами, от Черного моря, от
Петербурга, от Карелии, от Великого Новгорода,
столь любимого западными путешественниками.
Следствий из этого два. Первое: в Воронеже не
встретишь туристических буклетов с яркими
картинками и подписями под картинками на
иностранных языках. И второе: здесь можно увидеть
настоящую жизнь русской провинции. И это,
безусловно, перевешивает недостаток в глянцевой
продукции.
Впрочем, есть еще один не то чтобы недостаток, а
скорее все-таки особенность. Не только вы там
будете осматривать Воронеж и воронежцев. Жители
города с огромным любопытством станут
осматривать и вас. Для них приезжий человек –
редкость, удача и аттракцион. Они будут стараться
заплатить за кофе, вами выпитый, а при наличии
машины – отвезти куда-нибудь, что-нибудь
показать.
Здесь нет подвоха, вас никто не собирается
ограбить или как-нибудь иначе обдурить. Просто им
очень интересно пообщаться с человеком из
другого мира – не воронежского.
Так что, если вам нравится быть в центре внимания,
пользоваться всеобщими симпатиями и не
оплачивать свои счета в кафе, тогда Воронеж
именно для вас. А если нет – то все равно для вас.
Достаточно лишь никому не говорить, что вы
приезжий.
Сами жители города догадаются вряд ли. Ведь
приезжих в Воронеже практически нет.
КНИГИ
И. Кесслер. Свет угасших звезд
Воронеж: Воронежский государственный
университет, 2000
“Нашу гимназию преобразовали в школу II
ступени, но я туда не ходила. Не стало отца – все
было продано, не во что было одеться-обуться,
нечего было есть. Хорошо хоть сестра получала
горячие завтраки в школе-клубе № 2, бывшем
коммерческом училище. На базар с матерью ходить
было тяжело и стыдно. Когда мать решилась отдать
меня в чулочную мастерскую, я обрадовалась.
Мастерская находилась за Большим базаром, там,
где теперь улица Кирова. Мастерская – это
комната, длинная и узкая. Во всю длину – верстак,
к нему привинчено 12 чулочных машин, за каждой –
девушка, двигая рычаг справа налево, вяжет чулок.
Около двери девчонки лет 13 – 14 мотают пряжу. Наше
главное начальство – крикливая старуха с
жиденькими волосами, теща хозяина… Кроме работы
в мастерской, мы выносили помои, мыли полы в
квартире хозяев, чистили уборную, топили печи. А
недельного заработка мне хватало лишь на покупку
трех фунтов хлеба”.
Книга Ильи Кесслера – не только о Воронеже. На ее
страницах то и дело возникают люди, может быть, и
никогда там не бывавшие, зато ужасно знаменитые,
можно сказать, даже блистательные, – Зинаида
Волконская, Михаил Кутузов, Кондратий Рылеев. Но
самый большой интерес представляют, пожалуй,
опубликованные Кесслером записки не известной
никому воронежской учительницы Анны Страховой.
Галина Коротких. Душа и жизнь
Воронеж: Воронежский государственный
университет, 2001
“Губернская земская больница в те
давние времена славилась замечательными
целителями… Двадцать восемь лет, с 1870 по 1898 г.,
возглавлял больницу прекрасный специалист,
оперирующий офтальмолог и талантливый
организатор Константин Васильевич Федяевский. В
годы его руководства не только улучшены были
условия содержания и лечения больных, но и
проведен водопровод, создана система вентиляции,
улучшено оснащение, оборудование. В его честь
решением Губернской Думы, гласным которой он
состоял, одна из коек больницы была выделена для
бесплатного лечения больных и названа его
именем.
Однажды посетившая больницу комиссия Земства
долго и придирчиво осматривала ее хозяйство.
Важная дама – патронесса, обращаясь к главному
врачу, сказала с презрительной миной:
– Не понимаю, зачем вы тратите столько усилий и
средств! Разве мужику из деревни нужны эти ваши
ванны, водопроводы, вентиляции? Он этого никогда
не видел и не поймет”.
“Душа и жизнь” – сборник очерков о людях, в
разные времена обретавшихся и работавших в
городе (почему-то преимущественно в области
медицины). Несмотря на вызывающе пафосное
название, написана она довольно интересно и
является прекрасным дополнением к традиционной
краеведческой литературе.
Ростроповичи в Воронеже
Воронеж, 2002
“В 1880 г. Витольд Ростропович женился на
Матильде Пуле и остался в Воронеже навсегда.
Представление о том, как свершился этот брак,
дает письмо Анны Германовны Пуле от 30 января 1880
г.: “Тюля выходит замуж. Жених Тюли – молодой
милый образованный человек. Витольд
Ганнибалович Ростропович. Он поляк, родители его
живут в Варшаве. Мы познакомились с ним в прошлом
году. Он учитель музыки, играет превосходно и
зарабатывает довольно. Человек он хороший, не
пьет, не играет, живет скромно, занимается
уроками, хотя имеет богатых родителей… Мама и
все наши довольны выбором Тюли, дедушка не
совсем, потому что Витольд Ганнибалович не
лютеранин”…
Венчание католика Витольда Ростроповича и
Матильды (Тюли) Пуле состоялось 8 мая 1880 г. Тогда
еще не был построен костел, и у католиков был
только свой молитвенный дом во флигеле на
Большой Садовой, рядом с лютеранской кирхой (ул.
Карла Маркса, 65, построен в 1827 – 1831 гг.)”.
Интересна не только сама эта книжка,
повествующая о предках выдающегося
виолончелиста Мстислава Ростроповича, но еще и
повод, в честь которого ее издали. Поводом же стал
визит Мстислава Леопольдовича в Воронеж в
феврале нынешнего года. Подобное встречается
довольно редко, особенно в мире краеведения.
МНЕНИЯ
“Город Воронеж лежит под 52 1/2 градусом
широты, на вершине одной горы; он окружен
деревянной стеной, которая вся сгнила и
разделяется на 3 части… В городе находится
большое канатное заведение, а пороховые склады
помещаются в погребах вне городских стен. На
склоне горы, вдоль реки, теснится множество
домов, занимающих собою пространство шагов в 400…
Город Воронеж находится на запад от реки Воронеж,
от которой и получил свое имя. Крепость стоит по
другой стороне этой реки, и сообщение с нею
совершается через большой мост… Крепость
составляет в то же время и главный магазин, да ее,
собственно, так и называют магазином. Внутри ее
находятся более 150 пушек действительно самого
лучшего качества, без лафетов, но это для того,
чтобы их можно было переносить смотря по
надобности. Крепость защищена во многих местах
частоколом и снабжена довольно хорошим войском
(гарнизоном), которое размещено также в
окрестностях города, для отражения набегов
татар… Собственно магазин стоит по другой
стороне. Это огромное здание в 3 яруса, из коих 2
нижние каменные, а 3-й, верхний, деревянный. В нем
множество покоев, наполненных всевозможными
предметами, необходимыми для морского дела,
распределенными по отдельным местам, до самой
одежды и всего, что нужно для матроса”.
Корнелий де Бруин, голландский
путешественник, 1703 год
“Воронеж никак миновать нельзя…
обязательно идут поставить свечечку и купить
образок местного угодника Митрофания лишь
потому, что Воронеж на пути (к Киеву. – Сост.)
стоит… Вы можете видеть этих пешком пришедших
лапотников с пыльными котомками и стертыми
посохами там, около монастыря, в таком же
количестве, как и в Киеве. Но Воронеж богаче
Киева, интереснее в другом отношении: потому что
он стоит на перепутье, на линии железной дороги,
соединяющей обе столицы с Кавказом и рядом южных
городов”.
Владимир Гиляровский, журналист, о
Воронеже 1870-х годов
“Нашей молодежи… Воронеж тех лет
показался бы деревней: буйно разросшиеся за
домами сады, тихие сбегающие к речке улочки,
классические пожарные каланчи, столетние
каштаны и тополя, ряд одноэтажных развалюшек на
месте нынешнего “Утюжка”, башенные часы
Михайлова – “михайловские”, возле которых
испокон веков назначались любовные свидания,
золотые луковки церквей, голубятни и
великолепные извозчичьи биржи у вокзала и
театра, это вековечное тарахтенье по булыжным
мостовым”.
Владимир Кораблинов, писатель, о
Воронеже 1920-х годов
ЛЕТОПИСЬ
1585 |
– заложена деревянная
крепость Воронеж. |
1590 |
– крепость сожжена
черкесами. |
1694 |
– царь Петр Первый
впервые посещает Воронеж. |
1696 |
– по царскому
распоряжению в Воронеже строится корабельная
верфь. |
1701 |
– на дороге из Москвы в
Воронеж устанавливают верстовые столбы с
надписями на двух языках – русском и немецком. |
1708 |
– Воронеж входит в
состав Азовской губернии. |
1711 |
– Воронеж становится
столицей Азовской губернии. |
1725 |
– Азовская губерния
переименовывается в Воронежскую. |
1745 |
– в Воронеже
открывается Духовная семинария. |
1798 |
– начинает работу
Воронежская губернская типография. |
1864 |
– в городе открывается
первая библиотека. |
1868 |
– начало
железнодорожного сообщения с Москвой. |
1894 |
– начинает работу
Губернский музей. |
1918 |
– в Воронеж из Тарту
переводят университет. |
1928 |
– Воронеж провозглашен
столицей Центрально-черноземной области. |
1934 |
– образована
Воронежская область. |
1968 |
– в Воронеже
сконструирован ТУ-144 – первый сверхзвуковой
самолет. |
МУЗЕИ
Дом-музей Никитина
Никитинская улица, 19
Музей найти сложно,
потому что он крохотный. Вы можете несколько раз
проскочить мимо музейного здания, не обращая ни
малейшего внимания на одноэтажный домик в три
окна. Тем не менее именно в нем находится
никитинский музей.
Это, вообще говоря, постоялый двор, который
приобрел отец будущего известного поэта в 1844
году. Одним из качеств этих заведений,
разумеется, должно быть этакое сразу чувствуемое
радушие, уют. Качество сохранилось по сей день.
Про музей хочется сказать, что он домашний.
Дверца заперта изнутри на обычный деревенский
крючок. Для посетителей – надпись: “Открыто,
стучите”. Вас впускают, продают билет, пытаются
навязать индивидуальную экскурсию (20 рублей,
если экскурсантов не больше десяти), однако не
слишком настаивают. После чего вы погружаетесь в
атмосферу дома воронежского содержателя
недорогой гостиницы.
У самого поэта было свое, поэтическое отношение к
той атмосфере. Он писал: “Найдя свободную
минутку, я уходил в какой-нибудь свободный уголок
своего дома. Там я познакомился с тем, что
составляет гордость человечества, там я слагал
скромный стих, просившийся у меня из сердца”.
Теперь эти слова выведены на музейной табличке. А
рядом с ними – макет постоялого двора.
Оказывается, что домик в три окна – всего лишь
летний флигель, чудом сохранившийся. Все
остальное, увы, не дожило до наших дней.
Дальше – пресловутые пути исканий стихотворца,
старательно описанные создателями экспозиции.
Описания немного архаичны. Вот, например, одно из
них: “Общение во “Второвском кружке” помогло
Никитину осмыслить безвременье шестидесятых
годов прошлого столетия”. Конечно же подобные
формулировки устарели, да и девятнадцатый век
сделался позапрошлым. Что, впрочем, не мешает
посетителям осматривать альбом этого
загадочного Второва, монеты из его
нумизматической коллекции и прочее, к чему
питают слабость охотники до посещения музеев.
Интерьеры же воссозданы только в парадной зале.
Там можно посмотреть на круглый ампирный стол,
бронзовые часы в виде колокола, ломберный стол и
кресло, принадлежавшие Никитиным. Все остальное
– так называемые вещи эпохи. Однако это не мешает
ощутить теплую атмосферу дома, где
останавливались крестьяне из губернии, а поэт
Никитин сочинял свои стихи.
КСТАТИ, здание музея не только памятник истории,
но и архитектурный памятник начала XIX века.
Областной художественный
музей имени Крамского
Проспект Революции, 18
Если
никитинский музей является этаким воплощением
уюта и гостеприимства при некоторой скудности
коллекции, то с художественным музеем все
обстоит наоборот. Найти его так же непросто, но по
несколько иной причине – музей стоит как бы на
задворках громадного здания управления
Юго-Восточной железной дороги. Идти к нему надо
сквозь арку и двор.
При входе вас встретят служительницы (их
почему-то будет очень много), продадут билет
(довольно дорогой), а вещи предложат просто
положить на лавочку. В музее не работают ни
камера хранения, ни гардероб (хотя все это
предусмотрено, да и служительниц в избытке),
однако же с портфелем или с рюкзаком пройти вам
не позволят. В качестве напутствия предупредят,
что никакой ответственности за пристроенные
вами на скамеечке предметы не несут, после чего
вы в зимнем пальто направитесь в довольно хорошо
натопленные залы (ну не мерзнуть же,
действительно, смотрительницам).
Экспозиция музея производит впечатление. Похоже,
что музей преследует именно эту цель. Здесь
вывешены подлинники Айвазовского, Тропинина,
Поленова, Саврасова и прочих классиков,
известных на весь мир. Конечно, эти классики при
жизни классиками еще не были, полотна их ценились
много меньше. Для того чтобы вести тот образ
жизни, какой хотелось, классикам приходилось
писать очень много. Их работ хватило на огромное
число российских художественных музеев. В том
числе и на воронежский.
И в результате получается нелепость. Ты
приезжаешь в незнакомый город, им интересуешься,
идешь в музей в надежде отыскать там что-нибудь
неизведанное, исключительно местное, а тебе в
который раз показывают репинского “Ивана
Грозного” – одну из многочисленных авторских
копий.
Впрочем, ситуацию спасает зал, практически
полностью отведенный под картины блистательного
воронежского живописца Бучкури (ударение на
последнем слоге). А где-то в полуподвальном
коридоре вы случайно вдруг увидите милый
воронежский пейзаж: памятник Петру Первому,
конка, афишная тумба, неспешная жизнь
черноземного губернского города. В восхищении вы
остановитесь перед тем городским пейзажем, а
служительница, вас сопровождающая, очень
удивится: дескать, ну что тут интересного? Лучше
бы Айвазовского подольше посмотрели.
КСТАТИ, музей занимает так называемый
Воронежский дворец, по преданию подаренный
Екатериной князю Григорию
Потемкину-Таврическому. Документальных
оснований у легенды нет.
ИНТЕРНЕТ
http://www.voronezh.net/city/
“В конце XVII века небольшой городок в
центре Руси был разбужен стуком топоров,
невиданным ранее многолюдством. Здесь на берегу
Воронеж-реки волею Петра I было положено начало
отечественному флоту.
Прошли века, прошли годы. Поднялся и раздался
вширь город Воронеж... Город, как человек: каждый
– своеобразен и неповторим; у каждого свое лицо,
свой характер, своя судьба. Внешний вид и
духовный облик города, как и человека, зависят от
времени и места рождения, от биографии, от всего,
что зовется историей.
Воронежу уже более 400 лет – это официально, но... в
русских летописях слово “Воронеж” упоминается
еще в XII веке, а найденные близ города древние
поселения относятся к раннему палеолиту.
Дозорная крепость, колыбель русского флота,
форпост борьбы с деникинщиной, район крупнейших
сражений с гитлеровскими захватчиками в годы
Великой – таковы вехи жизни земли воронежской.
Основанный как город-крепость, Воронеж когда-то
защищал Русь от набегов кочевых племен, а века
спустя, в Великую Отечественную войну, стойким,
мужественным городом-бойцом встал на пути
бронированных фашистских полчищ.
Богаты культурные традиции Воронежа. Еще в XVIII
веке здесь был основан драматический театр,
вписавший заметные страницы в историю
отечественного искусства. На сцене театра играли
замечательные актеры, ставились пьесы,
отразившие целую эпоху русской жизни. Первый в
дореволюционной России крестьянский театр также
родился в Воронеже. Народные таланты – предтеча
больших нынешних достижений в развитии культуры
и искусства. Песенный край крестьянской доли и
народной удали, Воронеж и сегодня в числе самых
голосистых, самых песенных городов”.
Нельзя сказать, что в Интернете скрывается
огромное количество сюжетов, относящихся к
истории Воронежа. Однако общее представление о
городе получить все же можно.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|