Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД
 

Самоорганизация, самоуправление, соуправление в школе. Заглянем в словарь Даля: «САМ – местоимение для придания особой важности личной деятельности человека. ОРГАНИЗАЦИЯ – от латинского слова «орган» – орудие, снаряд, средство – обозначает устроить, привести в порядок, образовать, основать стройно. СО – как приставка обозначает совокупность. УПРАВЛЯТЬ – давать ход, направление, распоряжаться, одолевать препоны, трудности, своеволия, приводить в порядок. САМОУПРАВЛЕНИЕ – управа самим собою, знание и строгое исполнение долга своего. Участие и помощь каждого в охранении порядка, без помощи правительства». Истоки самоуправления в образовании восходят к XII веку, к опыту первых университетов, которые не хотели подчиняться королям, императорам и римским папам. Самоуправление в школе гораздо моложе. Наверное, поэтому поиски его смысла и места в детско-взрослом школьном сообществе продолжаются. Иногда заводят в тупик, иногда продвигают вперед, и очень сильно. Последнее слово – каким раз и навсегда быть школьному самоуправлению – здесь никем не сказано. Может быть, это верно: сколько школ, столько и самоуправлений?

Любовь КОВТЕНЮК,
директор школы № 764 г. Москва

Начинать лучше с конкретного дела...

Как дети учатся основам демократических отношений

В чем видится смысл детского самоуправления и почему мы вновь вернулись к обсуждению этой темы?
Прежде всего педагоги и организаторы воспитательной работы не хотят ее унификации. Многие из них понимают, что ученическое самоуправление – это отнюдь не управление одних детей другими, а обучение нормам демократических отношений в обществе и основам самоорганизации коллектива и самих себя. Понятно, что освоение нового опыта требует обязательного взаимодействия детей, педагогов и родителей.
Детское самоуправление может возникнуть в ходе любого дела, например, в форме временного совета дела.
Три года назад мы активно включились в выполнение правительственной программы «Мой двор, мой подъезд», проводили конкурс проектов школьной территории XXI века. Структура деятельности была следующей: объявили конкурс и его условия, затем создали творческие группы разработчиков проектов, образовали экспертные группы из старшеклассников, учителей и родителей. Затем провели анализ проектов и определили лучший. Следующим шагом была организация групп для претворения проекта в жизнь. Завершением стало подведение итогов всей работы. Конкурс был объявлен взрослыми, но участвовали в нем прежде всего ребята, и без ученического самоуправления мы бы не обошлись.
Еще пять лет назад мы не могли и мечтать о самоуправлении, к нему не были готовы ни учителя, ни родители, ни сами дети. Мы проводили дни самоуправления, как правило, в День учителя и Восьмого марта. И многие учителя посчитали, что самоуправление уже есть. Но, по-моему, это не так. Скорее самоорганизация праздников определила лидеров, которые могут вести в дальнейшем общественную работу.
Уже четыре года у нас работает ДУМА (аббревиатура расшифровывается как «думай, учись, мысли, анализируй»). И все-таки при всем разнообразии форм ученического самоуправления его органы всегда вторичны, а первична деятельность, в основе которой возникает и развивается самоуправление.
Опыт показывает, что главные условия развития ученического самоуправления можно сформулировать так:
– не наделять органы самоуправления властными полномочиями;
– ставить перед детьми посильные задачи;
– помогать ребятам;
– включать в эту систему учителей и родителей.
Успех гарантирован, но каждая школа сможет его добиться в определенное время и на определенном этапе.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru