ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД
Самоорганизация, самоуправление,
соуправление в школе. Заглянем в словарь Даля:
«САМ – местоимение для придания особой важности
личной деятельности человека. ОРГАНИЗАЦИЯ – от
латинского слова «орган» – орудие, снаряд,
средство – обозначает устроить, привести в
порядок, образовать, основать стройно. СО – как
приставка обозначает совокупность. УПРАВЛЯТЬ –
давать ход, направление, распоряжаться,
одолевать препоны, трудности, своеволия,
приводить в порядок. САМОУПРАВЛЕНИЕ – управа
самим собою, знание и строгое исполнение долга
своего. Участие и помощь каждого в охранении
порядка, без помощи правительства». Истоки
самоуправления в образовании восходят к XII веку,
к опыту первых университетов, которые не хотели
подчиняться королям, императорам и римским
папам. Самоуправление в школе гораздо моложе.
Наверное, поэтому поиски его смысла и места в
детско-взрослом школьном сообществе
продолжаются. Иногда заводят в тупик, иногда
продвигают вперед, и очень сильно. Последнее
слово – каким раз и навсегда быть школьному
самоуправлению – здесь никем не сказано. Может
быть, это верно: сколько школ, столько и
самоуправлений?
Любовь КОВТЕНЮК,
директор школы № 764 г. Москва
Начинать лучше с конкретного дела...
Как дети учатся основам
демократических отношений
В чем видится смысл детского
самоуправления и почему мы вновь вернулись к
обсуждению этой темы?
Прежде всего педагоги и организаторы
воспитательной работы не хотят ее унификации.
Многие из них понимают, что ученическое
самоуправление – это отнюдь не управление одних
детей другими, а обучение нормам демократических
отношений в обществе и основам самоорганизации
коллектива и самих себя. Понятно, что освоение
нового опыта требует обязательного
взаимодействия детей, педагогов и родителей.
Детское самоуправление может возникнуть в ходе
любого дела, например, в форме временного совета
дела.
Три года назад мы активно включились в
выполнение правительственной программы «Мой
двор, мой подъезд», проводили конкурс проектов
школьной территории XXI века. Структура
деятельности была следующей: объявили конкурс и
его условия, затем создали творческие группы
разработчиков проектов, образовали экспертные
группы из старшеклассников, учителей и
родителей. Затем провели анализ проектов и
определили лучший. Следующим шагом была
организация групп для претворения проекта в
жизнь. Завершением стало подведение итогов всей
работы. Конкурс был объявлен взрослыми, но
участвовали в нем прежде всего ребята, и без
ученического самоуправления мы бы не обошлись.
Еще пять лет назад мы не могли и мечтать о
самоуправлении, к нему не были готовы ни учителя,
ни родители, ни сами дети. Мы проводили дни
самоуправления, как правило, в День учителя и
Восьмого марта. И многие учителя посчитали, что
самоуправление уже есть. Но, по-моему, это не так.
Скорее самоорганизация праздников определила
лидеров, которые могут вести в дальнейшем
общественную работу.
Уже четыре года у нас работает ДУМА (аббревиатура
расшифровывается как «думай, учись, мысли,
анализируй»). И все-таки при всем разнообразии
форм ученического самоуправления его органы
всегда вторичны, а первична деятельность, в
основе которой возникает и развивается
самоуправление.
Опыт показывает, что главные условия развития
ученического самоуправления можно
сформулировать так:
– не наделять органы самоуправления властными
полномочиями;
– ставить перед детьми посильные задачи;
– помогать ребятам;
– включать в эту систему учителей и родителей.
Успех гарантирован, но каждая школа сможет его
добиться в определенное время и на определенном
этапе.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|