ТО-ТО И ОНО!
Берегись компьютера!
А как?
Ученые-разработчики СанПиНов
признали,
что им почти ничего не известно о том,
какой вред компьютер наносит детскому здоровью
27 марта в Федерации
интернет-образования состоялся “круглый стол”
“Компьютер и здоровье”. На встрече обсуждались
вопросы негативного воздействия компьютеров на
человека,
санитарно-гигиенические и эргономические
требования к организации работы с компьютером. В
работе “круглого стола” приняли участие
представители Министерства здравоохранения,
Министерства образования, Министерства труда и
соцразвития, Федерального центра
Госсанэпиднадзора, НИИ медицины труда, НИИ
глазных болезней, других научных центров.
Вопрос о вреде компьютера для
школьников наконец стал актуальным после
первого этапа государственной программы
компьютеризации системы образования. До сих пор,
в течение пятнадцати лет, школьники работали за
устаревшими мониторами, и это мало кого
тревожило. Однако мощный импульс в виде хорошо
финансируемой программы “Развитие единой
образовательной информационной среды” заставил
ученых задуматься о своевременности научных
исследований в области эргономики компьютера.
Как оказалось, таких исследований в стране нет и
не было, потому что никто их не финансировал.
Исключением являются проводимые в Институте
охраны здоровья детей и подростков исследования
временных норм работы, а в Институте гигиены им.
Ф.Ф.Эрисмана – исследования изменений крови и
клеток во время работы за компьютером.
Институтом глазных болезней им. Гельмгольца
осуществляется эксперимент по выработке методов
оценки утомления.
Влияние компьютера на организм человека вообще
очень слабо изучено – с этим согласились все
участники “круглого стола”. Кроме того,
электромагнитные излучения не всегда зависят
только от качества компьютеров: они могут в
десятки раз возрастать из-за того, что под окном
класса проходит мощный кабель, из-за отсутствия
системы заземления (при этом защитный экран не
уменьшает, а увеличивает излучение) и даже из-за
того, что... вилка шнура включена в электророзетку
без соблюдений ориентации “фаза ноль”. Такие
незаметные погрешности быстро приводят к
повышению утомления у детей, головным болям,
развитию вегето-сосудистых заболеваний.
Определить же факты превышения допустимого
уровня электромагнитного, электростатического
поля в помещении и откорректировать ситуацию
можно лишь с помощью приборов – измерителей
полей и напряженности. Популярные же в школах
разнообразные “нейтрализаторы излучения”, как
регулярно показывает их государственная
экспертиза, в лучшем случае безвредны для
организма.
“Мы точно знаем, что ничего не знаем”
Участники “круглого стола” единодушно
признались в том, что как ученые они не в
состоянии объяснить и доказать, как именно
компьютер вредит детскому здоровью и здоровью
человека вообще: нет результатов исследований.
На нормы ТСО-95 и ТСО-99, как и на европейский
стандарт MPR-2, полностью опираться нельзя – это
всего лишь технические рекомендации. Заметим,
что и эти нормативы в российских школах не
выполняются, в частности, в условиях школы
невозможно предоставить требуемые 20 кв.м площади
под каждое рабочее место, никак не получается
соблюсти нормативы по шуму и вибрации.
Получается, что ученые, авторы готовящихся
школьных СанПиНов, знают, что мониторы и
системные блоки производят излучение. Но как
именно оно действует на детский организм и что с
этим делать – не знают.
Знают, что от работы за монитором портится зрение
– возникает более 15 кратковременных и
необратимых нарушений. Но как оценить
соответствующий вред и нормировать работу – не
знают.
Знают, что от неправильно организованной работы
за компьютером дети утомляются. Но как
обеспечить надлежащие условия для этой работы –
почти не имеют понятия.
Поразительно, но в этой безобразной ситуации
полного незнания уже через два месяца будут
доработаны и введены новые нормы СанПиН (по
безопасности работы на ПЭВМ). Авторы предлагают
построить документ таким образом, чтобы в нем
были заложены и фантастические для наших школ
международные технические нормы, и реально
выполнимые технические требования – в качестве
верхней и нижней планки. По принципу: сможешь –
выполняй. Биологические требования и контроль
восприятия изображения в них по-прежнему будут
отсутствовать.
Разработчики СанПиНов дружно разводят руками:
новые обязательные нормы по сути не будут
отличаться от старых. Пожалуй, в качестве плюса
стоит отметить лишь то, что в новом своде правил
будут присутствовать нормы ионизации воздуха в
помещениях – что ж, уже неплохо, особенно если
учесть то, что ученые намерены разрешить
установку компьютерных классов даже в подвалах
школ.
Доктор, доктор, как нам быть?
Окончательно установив бессмысленность
ведущейся разработки новых санитарных правил,
ученые перешли к практическим рекомендациям. В
первую очередь это касалось организации
рабочего места (в каждом компьютерном классе
необходим ионизатор воздуха). Среди средств
защиты наиболее важными были признаны
экраны-фильтры степени “полная защита”, а также
спектральные очки трех типов: для черно-белого
изображения, цветной графики и работы с
люминесцентными лампами, разработанные НИИ им.
Гельмгольца. “Вычитание” участков спектра
позволяет существенно уменьшить вред, который
монитор наносит глазам. В общем, вывод получился
один: спасение детей от компьютерного вреда –
дело доброй воли самих школ, которые должны
пригласить специалистов, все проверить,
отрегулировать... и закупить при этом на
внебюджетные средства очки и фильтры.
По результатам “круглого стола” Федерация
интернет-образования приняла решение
организовать общедоступный ликбез по
безопасности работы с компьютером для учителей.
Это будет и необходимая информация на сайте
www.fio.ru, и бесплатные методички для школ.
...Проведенное ФИО исследование показало, что
среди учителей-предметников московских школ
только 9% знакомы с существующими госстандартами
безопасной работы с компьютером, а 68% учителей
даже не имеют понятия о том, как отрегулировать
яркость монитора.
От редакции
Итак, ученые не могут точно сказать, какой
именно вред наносит здоровью регулярное
пользование компьютером. Симптомы же знакомы
всем: головная боль, усталость,
раздражительность, проблемы со зрением. И чем
больше времени человек проводит у монитора – тем
хуже он себя чувствует.
Значит, чтобы избежать переутомления и прочих
расстройств, нужно всего лишь предельно
сократить время работы за компьютером. На первый
взгляд это возможно лишь в ущерб делу, обучению,
работе. А на самом деле – нет. Важно воспитать
особую культуру, культуру пользования
компьютером.
Скажем, работать в текстовых редакторах умеют
многие. Но простейшая операция – набор текста –
превращается в мучение, если не владеешь методом
набора. Долго, упорно, до боли в суставах, забывая
по дороге пришедшие в голову мысли... В итоге тот
объем работы, который опытный пользователь
выполнил бы за десять минут, выполняется за час.
И так во многом. Новости не обязательно искать в
Интернете – можно подписаться на рассылку по
интересующей вас теме и получать их по почте.
Когда из Сети скачивается файл – не надо ждать у
экрана, чтобы в случае обрыва связи ее
восстановить. Заведите специальную программу,
которая все сделает сама!
Резюмируя, можно сказать, что если в школьном
курсе информатики не появится раздел «Культура
пользования компьютером», то толку от
рекомендаций медиков будет не много.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|