Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2002

Первая тетрадь. Политика образования

 
ОРИЕНТИРЫ

Александр АДАМСКИЙ

Красноярский прорыв:
попечительство как инвестиционный проект

30 марта в Красноярске прошла необычная конференция. 50 самых влиятельных горожан обсуждали вопрос о создании в городе Союза попечителей.
Мэр Красноярска Петр Пимашков сделал сенсационное заявление, открывающее новый этап в развитии попечительства: проект развития попечительской деятельности в Красноярске городская администрация будет реализовывать совместно с Институтом образовательной политики «Эврика».
Предлагаем нашим читателям материал, посвященный перспективам развития попечительства в России.

Не нужно создавать попечительские советы в каждой школе

С момента появления в образовательном сообществе идеи возрождения попечительства административное рвение чиновников начало превращать попечительство в пункт отчетности.
Известны случаи, когда руководители регионов отдавали распоряжения о создании к 1 числу такого-то месяца попечительских советов в каждой школе. И чтобы главы местных администраций в обязательном порядке становились их председателями.
Слава богу, такие указания не выполняются, потому что никто не заинтересован в их исполнении, кроме того, руководители меняются, и прежние распоряжения теряют силу.
Но административный азарт создания попечительских советов в каждой школе не угасает и по-прежнему угрожает самой идее попечительства.
Поэтому посвятим несколько слов тому, почему этого делать не нужно.
Итак, что такое попечительство?
С нашей точки зрения, это прежде всего гражданский институт образовательной политики. В каком-то смысле попечительство – альтернатива ведомству. Именно попечители, объединенные в общественные союзы, ассоциации, могут выражать гражданскую позицию относительно ключевых вопросов образования.
Именно Союзы попечителей и являются, точнее, могут являться партнерами власти по заключению общественно-образовательного договора.
Гражданские объединения попечителей – не сборная команда представителей попечительских советов, это муниципальный или региональный, а со временем всероссийский общественный институт управления образованием, новый партнер власти в диалоге с обществом по поводу образования.
И документы, которые может принимать Союз попечителей, – это фактически общественное указание власти о том, какая образовательная политика – в интересах граждан, а какая – нет.
Поэтому попечительский совет – это группа очень влиятельных, успешных, пользующихся высоким авторитетом в местном сообществе граждан. Таких немного. Вот почему и нельзя создавать попечительские советы под копирку, по плану, в рамках административных решений.
Когда с легкостью необыкновенной чиновники стараются выполнить план по клонированию «поп. советов», создается реальная угроза, что сама попечительская деятельность так и не возникнет. Или того хуже – эти так называемые попечительские советы станут фискальными и следящими за директором группами контролеров.
Что мы называем попечительской деятельностью членов школьных советов?
Прежде всего не только спонсорство.
Прежде всего согласование со школьной администрацией целостной образовательной программы школы. Образовательной программы и ее бюджета.
Затем – ведение переговоров с учредителем, главой местной администрации, выяснение финансовой состоятельности учредителя. Понятно, что муниципалитет не в состоянии обеспечить свою школу деньгами по полной программе. Но во-первых, пусть это станет предметом официального протокола, на основании которого попечительский совет школы примет решение: либо сокращать образовательную программу, вполне возможно, вплоть до увольнения учителей; либо восполнить дефицит бюджета.
Не школьная администрация принимает это решение, а попечительский совет.
Будете собирать деньги с родителей учеников? Ну что же, если ничего более тонкого не придумаете – предложите родителям этот выход. Но только пусть это будет решение родительского сообщества, а не администрации школы.
А учредители пусть возьмут на себя правовую сторону – потому что КРУ и другие организованные борцы с преступностью обожают искать объекты своей деятельности именно в школах.
Итак, попечительская деятельность в школе – это принятие решения по согласованию образовательной программы, оценка ее бюджета, ведение переговоров с главой администрации, нахождение способов, компенсирующих нехватку средств.
Для такой деятельности нужны особые люди, которых по приказу, административными методами, вместе не соберешь.
Вот поэтому мы и говорим: не нужно принуждать директоров в каждой школе создавать попечительский совет. Пусть сама деятельность созреет, а советы возникнут, если будут выгодны школам.

Льготы не обсуждаются,
но вместо них предоставляются преимущества

Мэр Красноярска Петр Пимашков на конференции попечителей сделал сенсационное заявление: вместо льгот, обычно применяемых для стимулирования попечительской деятельности, он предложил изменить условия конкурса на размещение муниципальных заказов, внести новое положение.
Звучать оно может так: при прочих равных условиях преимущество при получении муниципального заказа получает фирма, организация, предприятие, которые активнее остальных участвуют в попечительской деятельности.
Муниципальный заказ – это уборка мусора, застройка участка земли, вывоз снега, ремонт дорог, поставки товаров и многое, многое другое. Это огромные средства, и в любом случае какой-то фирме отдается предпочтение. Но, как правило, мотивы, основания этих предпочтений остаются за кадром.
Ситуация с определением победителей муниципальных или региональных конкурсов на размещение заказов, как правило, неоднозначная и порождает массу слухов. Чтобы избежать этого, чиновники усложняют процедуру конкурсов, иногда идея конкурсного распределения доводится просто до абсурда, когда уже легче отдать подряд волевым решением, чем тратить огромные деньги, время и силы на проведение конкурса и все равно получать упреки в пристрастности.
Но преимущество, даваемое тем, кто активнее остальных занимается попечительством, делает процедуру распределения муниципального или регионального заказа не только прозрачной, но и понятной гражданам. А уж для развития попечительства такое решение просто неоценимо. Потому что именно так попечительство может стать выгодным инвестиционным проектом. Я имею в виду, что при планировании расходов в крупных компаниях этот пункт в положениях о конкурсном распределении муниципальных или региональных заказов может теперь стать значимой частью бюджета компании.
Одно дело объяснить акционерам, что, мол, соседнему детскому дому или дому творчества надо помочь деньгами или материалами по доброте душевной, и совсем другое – когда это часть условий конкурса, который компания собирается выиграть. Во втором случае бизнес имеет возможность подкрепить моральное удовлетворение – деловым.
А для того чтобы такая экономическая модель попечительства заработала, красноярский проект Союза попечителей, разработанный совместно с Институтом образовательной политики «Эврика», предполагает создание трех основных институтов.
Первый: собственно Союз попечителей Красноярска. Участники конференции решили, что его должен возглавить сам мэр города Петр Пимашков.
Второй: финансовый институт, скорее всего Фонд Союза попечителей.
Сюда будут аккумулироваться средства – благотворительные взносы городских компаний и фирм. А также любые другие взносы.
И третий институт: экспертный. Важная часть работы Союза попечителей – анализировать и объемы попечительской деятельности различных компаний и фирм, вести своеобразный рейтинг попечительства и, с другой стороны, анализировать эффективность расходования попечительских средств.
…Судя по выступлениям крупных красноярских предпринимателей на конференции по развитию попечительства, для многих серьезность мэра по отношению к этой проблеме стала не то чтобы неожиданностью, но оказалась непривычной. Многие шли в бизнес-центр гостиницы «Октябрьская», ожидая, что с них будут просить деньги на школы. Оказалось, что им предлагается не просто моральная акция, но и выгодный инвестиционный проект. Да и ограниченный круг участников произвел впечатление: приглашенными оказались всего 50 человек – видно было, что образователи провели большую селекционную работу.
«Учителя формируют новую городскую элиту, способную управлять школой», – резюмировал происшедшее депутат городского Совета, предприниматель Николай Глушков.
Я с ним абсолютно согласен.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru