КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МУЗЕЮ
Алексей ГОНЧАРЕНКО
Эскизы, костюмы, афиши...
Выставка “Новые дары” в Театральном
салоне на Тверском
Выставка “Новые дары” открылась в
Театральном салоне на Тверском бульваре. Под
“новыми дарами” подразумеваются подарки,
которые имел честь получить Центральный
театральный музей имени А.А.Бахрушина за
последние десять лет. Подготовка экспозиции
проходила долго и нелегко.
Что делать с бесчисленным набором предметов –
костюмов, эскизов, призов, афиш, личных вещей, у
которых есть лишь одна общность: когда-то они
принадлежали видным деятелям театра? Как их
представить, чтобы преодолеть ощущение
случайности предлагаемого набора?
В итоге был найден остроумный выход. Первый зал
назвали “Театральное фойе”. Афиши, билеты,
программки... Одни, уже пожелтевшие, держали в
руках зрители в тридцатые годы; другие не успели
еще стать редкостью: пока их достоинство в том,
чья рука оставила на них свой росчерк. Еще здесь
расположились портреты знаменитых театральных
деятелей в жизни, сделанные художниками и
фотографами; памятные знаки, которыми актеры
были отмечены как в нашей стране, так и за
границей.
Один большой портрет невольно организует
пространство. Некоторые старинные вещи часто
кажутся нарочито скромными и молчаливыми, однако
именно они и способны при ближайшем рассмотрении
по-настоящему ошеломить. Таков Михаил Чехов,
написанный Борисом Шаляпиным. Огромное зеленое
кресло, в котором расположился актер, – центр
композиции. Сам он похож на социального героя
советского цветного кино, но при этом не
возникает противоречия с образом гениального
актера-неврастеника из истории русского театра.
Или другой пример того, как восприимчивый
посетитель окажется вознагражден за внимание.
Среди фотографий великих актрис прошлого –
Ермоловой и Комиссаржевской – в уголке лежит
изображение какой-то старушки, которая на фоне
среднерусского пейзажа, стоя на коленях,
склонилась к земле, молитвенно скрестив руки на
груди. Почему она здесь, кто это? Оказывается, это
Ф.И.Шаляпин в образе Плакальщицы.
Второй зал – “Подмостки” и “Кулисы”. Работа
над спектаклем – эскизы костюмов, декораций,
гримировальный столик и все, что связано с тайной
актерского перевоплощения. Здесь царят костюмы
Майи Плисецкой, созданные специально для нее
известнейшим французским кутюрье Пьером
Карденом. Сегодня образ живой легенды мирового
балета уже невозможно представить без этих
элегантных туалетов. Они настолько идут этой
женщине в жизни и на сцене, что кажется, уже не
могут даже на манекенах избавиться от чарующей
элегантности своей хозяйки.
Третья комната – “После спектакля”. Здесь
фотографии и книги с автографами, которые
благодарные зрители подписывают, терпеливо
ожидая своих кумиров у служебного входа.
Спектакль закончен, снят грим, актеры
возвращаются домой, но при этом не переставая
волновать публику. Частная жизнь известных людей,
этот запретный плод, всегда привлекала
обывателей.
Центральное место в третьей комнате занимает
кабинет народного артиста СССР, общественного
деятеля Михаила Ивановича Царева. Все здесь –
его мемориальные вещи. Имя Царева уже успело
стать историей, хотя ему повезло чуть больше его
именитых старших коллег. Сегодня везде продается
видеокассета, где Царев – Фамусов играет вместе
с Виталием Соломиным – Чацким.
Одни дары, представленные на этой выставке, ценны
потому, что они – редкие произведения искусства,
другие – в силу того, что принадлежали крупному
художнику. Достаточно перейти в следующую
комнату, чтобы увидеть эскиз К.Коровина к
“Золотому петушку”. На одной стене – афиши
первых спектаклей Виктора Розова в ЦДТ и афиша
спектакля “Амфитрион” модного нынче режиссера
Владимира Мирзоева. В одной витрине – программка
“Дамы с камелиями” В.Э.Мейерхольда и буклет
спектакля “Чествование” первой постсоветской
антрепризы А.Трушкина, подписанные исполнителем
главной роли А.Ширвиндтом.
Оказывается, совершенно разные вещи могут
замечательно соседствовать в пределах одного
зала, насыщаясь друг от друга каким-то волшебным
отраженным светом. Скажем, эскиз Константина
Коровина и наброски Павла Каплевича
небезосновательно не похожи друг на друга.
Выставка на Тверском по-хорошему элитарная,
рассчитанная прежде всего на знающую аудиторию.
Она менее всего готова удивлять, в чем ее
немаловажное достоинство. Ведь не только
театроведы задерживаются у выставленных
котурнов А.Коонен, в которых та играла свою
знаменитую Федру.
Впрочем, как считают организаторы выставки, для
кого-то все вещи покажутся бесполезной рухлядью,
а для кого-то заговорят, как они привычно это
делают в сказках Г.Х.Андерсена.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|