ИДЕИ И ПРИСТРАСТИЯ
КРУГИ ИСТОРИИ
Яков ГОРДИН
Санкт-Петербург
Реформатор и Кавказ
Взгляд на сегодняшние российские
проблемы из XIX века
Исследователи русской истории
удивительно мало обращали внимание на то
принципиальное обстоятельство, что судьбы
чрезвычайно многих государственных и военных
деятелей, игравших существенную роль в жизни
страны, непосредственно связаны были с Кавказом,
с Кавказской войной.
Вышедшие за последние три года два тома
«Воспоминаний»* крупнейшего либерала-реформатора,
военного министра Александра II Дмитрия
Алексеевича Милютина, еще раз заставляют
задуматься о парадоксальной роли Кавказа в
политической судьбе России.
Воспоминания Милютина, несмотря на то что им
присущ некоторый неизбежный в этом жанре
субъективизм, являют собой уникальное явление в
обширном собрании мемуаров русских
государственных деятелей такого ранга – начиная
от Екатерины II и кончая С.Ю.Витте. В мемуарах
Милютина нет установки на самооправдание,
коррекции задним числом собственной биографии и
истории вообще. Имеющие, безусловно, и
дидактический смысл, о чем у нас еще будет речь,
они ориентированы главным образом на фиксацию
многообразного исторического опыта – как
российского, так и европейского.
Особенность мемуаров Милютина обусловлена,
разумеется, особостью его личности и
исторической судьбы.
Родился Дмитрий Алексеевич Милютин в июне 1816
года – через год после окончательного
завершения наполеоновской эпопеи, в то самое
время, когда генерал Ермолов, получивший
командование Кавказским отдельным корпусом,
делал последние приготовления к отбытию по месту
новой службы. Начинался активный период
Кавказской войны, в которой Милютину предстояло
сыграть не последнюю роль и которая
фундаментальным образом повлияла на его военные
представления.
Умер этот крупнейший после Петра I реформатор
русской армии в январе 1912 года, не дожив
несколько месяцев до начала Балканских войн,
когда на пространстве, которое в свое время было
предметом особого внимания военного министра и
стратега Милютина, началась война всех против
всех. Это был парадоксальный результат победы
России над Турцией в 1878 году, победы,
освободившей балканские государства. Милютин
был в известном смысле отцом этой победы, ибо ее
одержала реформированная им новая русская армия.
Мировидение человека, вся жизнь которого
оказалась связана с военной – и не только
военной – судьбой России и Европы, человека,
которого формировала европейская военная
история и который, в свою очередь, существенно
влиял на нее, – это мировидение драгоценно для
всех, кто хочет понять не абстрактную, но
человеческую суть процессов, длящихся и по сей
день.
Один из великих уроков деятельности Милютина
укладывается в элементарную формулу, им
выведенную: «Отдаленные результаты вполне
рационального в конкретный исторический момент
решительного вмешательства в ход событий
оказываются бесконечно далекими от желаемых».
Это относится и к Кавказской, и к русско-турецкой
войне, и к завоеванию Средней Азии, то есть ко
всем вторжениям в историческую ткань, в которых
принимал активное участие этот замечательный
государственный и военный мыслитель и практик.
Во вступительной статье к первому тому Л.Г.Захарова
приводит письмо победителя Шамиля, чьим
сподвижником был Милютин, Барятинского
Александру II с интереснейшей характеристикой
Милютина. Там, в частности, говорится: «Он
враждебно относится ко всему аристократическому
и в особенности ко всему титулованному...»
Враждебность Милютина, человека с выраженным
сословным сознанием, была, естественно, не
разночинно-демократического характера. Это было
наследие декабристского и продекабристского
дворянства, вытесняемого из политической и
экономической жизни. Этот антагонизм, предельно
четко обозначенный Пушкиным в его известном
разговоре с великим князем Михаилом Павловичем,
был одной из пружин декабристского движения.
Познавший унизительную участь бедствующего
гвардейского офицера, вынужденного зарабатывать
напряженным литературным трудом, с горечью
наблюдавший за драмой своего отца, достойного,
честного, благородного человека, самоотверженно
боровшегося с нищетой и десятки лет положившего
на бесконечную имущественную тяжбу (вспоминается
и «Дубровский», и пьесы Сухово-Кобылина), Дмитрий
Милютин сформировался, однако, в 1830-е годы, когда
дворянский радикализм уже изжил себя (а до
разночинного было далеко) и все надежды мыслящих
людей возлагались на благие намерения
императора Николая, создававшего один за другим
секретные комитеты для обсуждения крестьянского
вопроса.
Все вышесказанное дает основания для вполне
определенного вывода: реформаторский прорыв
военного министра Милютина и успехи группировки,
к которой он принадлежал, были историческим
реваншем дворянского авангарда первой четверти
века декабристской и продекабристской формации.
Недаром одним из главных деятелей крестьянской
реформы, без которой было невозможно все
остальное, оказался Яков Иванович Ростовцев,
автор романтических сочинений, полноправный
член Северного тайного общества, втянутый
накануне мятежа в двусмысленную и головоломную
политическую игру, получивший клеймо предателя и
своим рвением в период реформ старавшийся не
только смыть это клеймо, но и реализовать идеалы
юности – как собственные, так и своих
наставников – Оболенского и Рылеева.
Во вступительной статье к тому «Воспоминаний» 1860–1862
гг. Л.Г.Захарова выразительно демонстрирует
парадоксальную двойственность политической
позиции Милютина: «Либеральные взгляды Милютина
на широкие радикальные преобразования уживались
с очень жесткой позицией в вопросах имперской
политики. И это касалось не только имеющихся
владений, но и присоединения и завоевания новых.
Милютин был среди тех, кто не только выступал за
активную и энергичную политику самодержавия на
Кавказе, но и лично принимал участие в ее
реализации силой оружия...»
Все это совершенно справедливо и по сути дела не
содержит никаких принципиальных противоречий.
Если мы вспомним взгляды декабристских
идеологов, касающиеся имперских проблем, – не
только свирепого государственника Пестеля, в
«Русской правде» предлагавшего фактически
уничтожить коренное население Кавказа как злую
помеху прогрессу и цивилизации и заселить Кавказ
выходцами из России, но и куда более терпимого
Александра Бестужева, горько сетовавшего в
письме с того же Кавказа в 1831 году, что он не имеет
возможности участвовать в подавлении польского
мятежа, то убедимся, что ни революционно-республиканские,
ни либерально-конституционные взгляды русских
дворян первой трети XIX века не мешали им быть
убежденными сторонниками имперской идеи как
идеи патриотической и цивилизаторской.
Полонофильство Вяземского и Лунина
представляется достаточной редкостью.
Милютин вошел в историю как реорганизатор
русской армии, сломавший устаревшую и
неэффективную рекрутскую систему и создавший
армию европейского образца. Но именно этот слой
его деятельности в своей содержательной части
сегодня наименее актуален. Здесь важны не
технология и содержание военной реформы, но само
понимание ее необходимости и решительность ее
осуществления. По сути же дела гораздо
актуальнее другие сюжеты.
Во вступительных статьях к двум вышедшим томам
«Воспоминаний» Л.Г.Захарова постоянно
возвращается к кавказской проблематике. И дело
не только в том, что в жизни Милютина Кавказ
сыграл одну из определяющих ролей, но и в
неизбежной – не аллюзионной, но совершенно
реальной связи деятельности Милютина и его
сподвижников на южной окраине империи с
российско-кавказской драмой наших дней.
28 августа 1859 года начальник Главного штаба
Кавказского корпуса генерал-адъютант Милютин
стоял рядом с фельдмаршалом Барятинским, когда
тот принимал капитуляцию Шамиля. Л.Г.Захарова
приводит слова Барятинского Милютину: «Я
вообразил себе, как со временем, лет через 50,
через 100, будет представляться то, что произошло
сегодня: какой это богатый сюжет для
исторического романа, для драмы, даже для оперы».
И автор статьи комментирует эти мечтания:
«Наместник Кавказа явно чувствовал себя вместе
со своим начальником Главного штаба – Милютиным
на исторической сцене в героической роли, но
никак не предвидел трагических событий нашего
времени».
Весьма симптоматично и требует анализа то
обстоятельство, что русская литература
фактически не удостоила своим вниманием этот и
подобные ему героические кавказские сюжеты – ни
сколько-нибудь заметных романов, ни драм, ни тем
более опер. «Хаджи-Мурат» – совсем о другом...
Осмыслением успехов Барятинского занимались
исключительно военные публицисты – генерал Р.Фадеев,
полковник Д.Романовский, в другом лагере –
Добролюбов.
Есть основания считать, что Милютин не столь
романтично оценивал ситуацию. Если выделить
принципиальные фрагменты текста мемуаров,
относящиеся к кавказской проблематике, то
становится очевидной жесткая трезвость взгляда
автора, существенно отличающая его от
большинства мемуаристов – участников
Кавказской войны.
Уже в 1839 году двадцатитрехлетний офицер
Гвардейского Генерального штаба после
нескольких месяцев непосредственного участия в
боевых действиях осознал «несовершенство того
образа войны, которому мы следовали в борьбе с
горцами». Позже, в специальной главке «О набегах
и хищничествах кавказских горцев», Милютин
твердо говорит об особенностях партизанской
войны, которых не учитывали петербургские власти:
«...охранение края или дороги на значительном
протяжении против такого рода враждебных
предприятий, каковы обычные набеги кавказских
горцев, дело нелегкое; оно, можно сказать,
непосильно регулярным войскам. В подтверждение
того история дает много примеров. Знаменитейший
полководец нашего века Бонапарт не мог
справиться в Египте с мамелюками; в Испании целые
армии Франции не могли одолеть гверильясов. И
действительно, есть ли возможность войскам
угнаться за подвижными летучими шайками, которым
всюду открыт путь, которые могут появляться
внезапно и мгновенно исчезать из глаз?»
Перед отъездом с Кавказа в 1840 году Милютин
составил специальную записку, в которой
суммировал свои соображения: «Исходною точкою
была та мысль, что принятая в то время система
раздробления наших сил по всему обширному
пространству края малыми частями во множестве
ничтожных укреплений и постов, большею частию
даже не вполне обеспеченных от нападения
непокорных горцев, ослабляла нас и не только не
вела к положительным результатам, но даже
представляла опасность при всяком
неблагоприятном обороте дел. Предпринимаемые же
по временам большие экспедиции в горы, стоившие
огромных жертв, также не могли вести к покорению
края; даже после успешных действий отряд должен
возвратиться из труднодоступных горных трущоб,
оставляя за собой еще более озлобленное и
враждебное население».
Милютин предлагал иной путь: «Стоя твердою ногою
в среде доступного нам туземного населения, дав
ему при том разумное, правосудное управление, мы
получили бы возможность, даже не прибегая к
оружию, постепенно привлечь к себе и более
отдаленные, недоступные горские племена
влиянием нравственным, выгодами торговли и
промышленности».
Последний пассаж – почти буквальное повторение
того, что в 1816 году предлагал, напутствуя
Ермолова, адмирал Мордвинов, а в 1829 году
декларировал Пушкин в «Путешествии в Арзрум».
Схожие соображения высказывал в 1805 году
командовавший тогда войсками на Кавказе генерал
Цицианов в проекте управления Кабардой.
Актуальность всех этих соображений говорит как
об уникальной консервативности кавказской
проблематики, так и о не изжитых за две сотни лет
пороках российской стратегии на Кавказе, ибо все
положительные программы так и не были
реализованы из-за общего несовершенства
государственной системы.
Справедливости ради надо сказать, что был и еще
один фундаментальный фактор – представление
горцев даже о частичном отказе от традиционного
уклада (включавшего, в частности, набеговую
практику) как о катастрофическом крушении
миропорядка. Это представление, с одной стороны,
и неспособность имперских властей понять
серьезность психологической стороны конфликта
– с другой определяли трагическую безвыходность
ситуации, не дававшей возможности компромисса.
Рассказывая о посещении Кавказа Александром II в
1861 году, Милютин описывает сцену, прекрасно
иллюстрирующую предшествующий абзац: «Один из
абадзехских старшин поднес от имени всего народа
абадзехского адрес, в котором высказывалась
вначале готовность войти окончательно в
подданство русскому Императору, «соединиться с
ним так, чтобы никогда уже не выходить из
повиновения поставленному им начальству»;
испрашивалось прощение прежних проступков,
«совершенных по невежеству и притом в то время,
когда они, абадзехи, были еще непокорными...»; но
затем слышались такие условия: оставить за ними в
неприкосновенности все земли от р. Лабы до
пределов абадзехской земли, от р. Кубани до
земель шапсугов и от Гагры до земли убыхов; не
строить более на сказанных землях ни крепостей,
ни укреплений, ни сел, ни деревень, не проводить
дорог, которые вредят посевам хлеба, находящимся
преимущественно вблизи дорог...». В заключение
испрашивалась «выдача пленных горцев и
возвращение беглых холопов». На этот адрес и на
речь депутатов Государь ответил в немногих
словах, что примет «покорность безусловную, а
устройство быта и судьбы народа поручил
кавказскому начальству», а потому указал горцам
обращаться с просьбами к графу Евдокимову».
Если учесть, что генерал Евдокимов был
сторонником полного освобождения Кавказа от
коренного населения любыми способами, то
неудивительно, что после такого ответа
большинство горских племен постановили
«продолжать войну с русскими до последней
крайности».
Горцы предлагали в качестве компромиссного
варианта лояльность и вассалитет, а русская
сторона настаивала на полном и жестком включении
в имперскую структуру, на что горцы добровольно
пойти не могли...
Кавказская проблематика – лишь один из сюжетно-смысловых
пластов «Воспоминаний», но она органично связана
со всей системой представлений либерала-реформатора.
История реформ 1860-х годов – история
драматическая по взвинченной напряженности,
которая сопутствовала самому их ходу, и
трагическая по близким и отдаленным
последствиям. Один из самых проницательных и
подготовленных участников реформ, Милютин скоро
осознал их опасную внутреннюю противоречивость
и зловещие издержки той свободы, за которую он
сам ратовал. В частности, он писал: «Что касается
нашей журналистики, с которой снята была прежняя
строгая узда, – то она воспользовалась данным ей
простором уж слишком широко: она не ограничилась
обличением существующих язв, злоупотреблений и
беззаконий, а приняла характер оппозиции против
всего правительственного, начала возбуждать
недоверие ко всякой власти, разрушать все, на чем
держится в государстве равновесие и порядок».
Георгий Федотов, глубокий мыслитель, обогащенный
опытом крушения Российского государства в 1917
году и последствий этого крушения, назвал
известную статью о Пушкине – «Певец империи и
свободы». Эта только на первый взгляд
противоречивая формула полностью подходит к
миропредставлению Милютина. Стройный,
отлаженный, прочный государственный механизм
нерасчленяемой империи он считал гарантией
личных свобод граждан. Этой же позиции
придерживался и зрелый Пушкин.
Милютин, считая либеральные реформы неизбежными
и необходимыми, не обольщался относительно
готовности к ним всех слоев населения.
При этом Милютин, работавший внутри системы,
прекрасно знал ей цену: «Нельзя не признать, что
все наше государственное устройство требует
коренной реформы снизу доверху... Все отжило свой
век, все должно б получить новые формы,
согласованные с великими реформами,
совершенными в 60-х годах. К крайнему прискорбию,
такая колоссальная работа не по плечам
теперешним нашим государственным деятелям,
которые не в состоянии подняться выше точки
зрения полицмейстера или даже городового... Я
убежден, что теперешние люди не в силах не только
разрешить предстоящую задачу, но даже и понять
ее».
Эта черновая дневниковая запись, фактически
констатирующая провал реформ, была сделана в 1879
году на закате александровского царствования и
государственной карьеры Милютина, вскоре после
победы в русско-турецкой войне, одним из
энергичных инициаторов которой был Милютин и
которая – об этом уже говорилось – стала
причиной совершенно неожиданных событий внутри
страны – в ближайшей перспективе и
международных – в перспективе отдаленной.
Фундаментальное внутреннее противоречие
государственной доктрины и практики Милютина
заключалось не в парадоксальности его
политической позиции – «империя и свобода», а во
вторжении «военного» слоя его сознания в сферу
гражданского государственного строительства. Л.Г.Захарова
приводит убийственные по своему реальному
смыслу цифры, свидетельствующие, что под
давлением Милютина военный бюджет России в самый
напряженный период реформ поглощал средства, без
которых эти реформы, идеологически энергично
поддержанные тем же Милютиным, не могли
эффективно осуществляться.
Совершенно так же внешнеполитическая имперская
доктрина военного министра, восходящая к
«восточным утопиям» Петра I и Екатерины II,
доктрина, которой он обосновывал необходимость
войны с Турцией вопреки категорическим
возражениям министра финансов, вошла в
катастрофическое противоречие с его же
представлениями о внутреннем развитии страны.
Проницательный политический мыслитель,
понимавший неимоверную сложность внутренних
проблем, в качестве стратега-генерала
бестрепетно pасширял пределы империи на юго-востоке,
неумолимо покоряя Кавказ, завоевывая Среднюю
Азию, ставя перед Россией непосильные
экономические задачи и провоцируя международные
осложнения.
Отнюдь не будучи самоуверенным догматиком и
фанатичным доктринером, Милютин сознавал, что
грубая реализация его идеалов чревата роковыми
искажениями. В дневниковых записях он убеждал
себя, что этих искажений можно избежать: «Но
сильная власть не исключает ни личной свободы
граждан, ни самоуправления; но преобладание
русского элемента не означает угнетения и
истребления других народностей; но устранение
сословных привилегий – далеко от нивелирства и
социализма».
Однако само наличие этих заклинаний
свидетельствует о глубоких сомнениях и
подавляемых страхах. Как мы теперь знаем –
вполне основательных...
Воспоминания Милютина – грандиозная
энциклопедия плодотворных идей и опасных
заблуждений, высоких прозрений и наивных иллюзий
всего русского XIX века, среди которых одно из
важнейших мест занимает роковая кавказская
проблема, ясно изложенных широко осведомленным
человеком, который старался быть максимально
честным перед собой и потомками.
Рисунки из книжной серии “Наши, списанные с
натуры русскими”. Начало 1840-х
* Воспоминания генерал-фельдмаршала
графа Дмитрия Алексеевича Милютина. 1816–1843. М., 1997,
1860–1862, М., 1999
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|