ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
Вероятно, мы так устроены: постоянно
сравниваем свои раздумья о воспитании детей с
размышлениями коллег. У нас в России так, а как в
Америке или во Франции? И радостно обнаруживаем
сходства. У нас дети отбились от рук – и у них. У
нас они не хотят учиться – и у них. Мы на стороне
гуманистического воспитания – и они. Но вот
чиновников в нашем образовании, пожалуй, больше.
Чиновники у нас жестче и вреднее. Или нам так
только кажется?
А еще интересно сравнивать друг с другом
иностранные педагогические веяния и стили
работы: американские с английскими, французские
с нидерландскими, японские с вьетнамскими. Или
отыскивать что-то уж совсем экзотическое, вроде
экопоселений, в которых, разумеется, тоже есть
дети, и они тоже учатся. Вот мы и предлагаем вам
сегодня, дорогие читатели, почувствовать это
своеобразие мысли и педагогических воззрений
наших зарубежных коллег.
Чери ФУЛЛЕР
США
Волшебные слова “Я хочу!”
Подберите ключ к обучению своего
ребенка
Каждый ребенок учится по-своему
Дети хотят быть умными! Недавно в одном из
исследований тысячам молодых людей был задан
вопрос: “Если бы у тебя был выбор – быть умным,
атлетически развитым, богатым или красивым, что
бы ты выбрал?” Сорок восемь процентов детей
ответили: “Я хочу быть умным!” – и оценили успех
в школе и интеллектуальные достижения, или, как
их назвали исследователи, “умность”, выше всех
других возможностей и способностей. Двадцать
пять процентов хотели бы иметь хорошие
атлетические способности. Высшим приоритетом
для двадцати процентов детей были деньги, и
только семь процентов выбрали красоту.
К сожалению, хотя дети и хотят быть умными, многие
из них поставлены в безвыходное положение: их не
научили, как “стать умным”, они могут обладать
различными стилями обучения, которые не
учитываются в классе, а возможно, у них возникают
проблемы с учебой. Миллионы родителей поражаются
и злятся, видя, как живой, любознательный,
счастливый ребенок, каким они его когда-то знали,
потерял вкус к учебе, плохо отзывается о школе и/или
попал в отстающие. Более четырех миллионов детей
признаны обладающими “ограниченными
способностями к обучению” и нуждаются в
специальных средствах. Тысячи талантливых
учеников учатся средне, ниже среднего или еще
хуже и потому уверены, что они недостаточно умны.
Часто у детей возникают проблемы с учебой из-за
того, что их стиль обучения не совпадает со
стилем учителя.
В недавнем исследовании Техасского
образовательного агентства было показано, что 95
процентов учителей средней школы используют
главным образом лекционный метод. Но другое
исследование показало, что лишь 25 процентов
учеников лучше воспринимают информацию на слух и
выносят какую-то пользу из лекций. В школах
опираются в основном на учебники и лекции, но еще
30 процентов учеников лучше воспринимают
информацию зрительно – в процессе обучения им
нужно показывать слайды, изображения и картинки.
Примерно 15–20 процентам детей требуется
“практический” опыт, а 30 процентов учеников
лучше воспринимают комбинацию различных методов
обучения.
Можно ли учить каждого в особом стиле, когда
в классе более двадцати учеников?
На уроке продолжительностью сорок пять минут,
пятнадцать из которых уходит на перекличку,
заполнение журнала и успокоение детей, имея
перед собой учеников с широким спектром
возможностей и различным уровнем развития,
учитель загружен до предела.
Как говорит Мерилин Морган, учитель с большим
стажем: “Не делайте своего ребенка беспомощным,
извиняясь за него или говоря ему: “Тебе это не по
силам”. У нас сегодня целое поколение учеников,
за которых постоянно извинялись, и в результате
они не могут найти выход из трудной ситуации,
взять на себя инициативу, преодолеть преграду
или использовать в процессе учебы свои сильные
стороны. Слишком часто мы берем на себя всю
ответственность за успехи ребенка в учебе”.
Как можно использовать магнитофон?
Брэд – ученик шестого класса, обладатель
выраженного слухового стиля обучения. Он не
всегда успевает записывать лекции и понимать
задания, так как моторные навыки Брэда слегка
отстают в развитии. Он носит с собой в школу
маленький магнитофон и записывает на пленку
лекции и задания к упражнениям, а потом дома еще
раз прослушивает их, прежде чем приступать к
домашней работе. Он также начитал на пленку два
своих учебника и иногда слушает эти записи.
Ученики могут наговаривать на пленку сочинения и
рассказы, прежде чем написать их.
Учить каждый день по-разному
Объясняя новый материал, такой, например, как
система размножения у растений и ее связь с
генетикой, учитель каждый день может менять
стиль обучения, каждый раз задействуя различные
навыки учеников. В первый день он преподносит
материал, ориентируясь на детей, которым в
процессе обучения нужно все делать своими руками
(разделяя на листе белой бумаги цветок на
составные части и называя каждую из них). На
следующий день он рисует схемы цветка и дает
название каждой его составляющей (задействованы
зрительные и кинестетические навыки). На другой
день можно зачитать отрывок из научной статьи,
после чего дети работают в группах, рисуя на
больших листах чертежной бумаги все, что они
изучили (задействованы слуховые и зрительные
навыки).
Вместо того чтобы проводить зачет в конце недели
или годовой экзамен, в школе в Ярмуте, штат Мэн,
где учится наш сын, ученики десятого и
одиннадцатого классов попробовали применить
полученные знания в реальной жизни. Они
прослеживали профессиональное становление
человека, работали с ним, задавая вопросы о его
образовании и специальной подготовке,
необходимой в той или иной специальности. Всю
собранную информацию, а также свои впечатления
они ежедневно заносили в специальный журнал. Для
многих учеников, включая и нашего сына, такая
практика была наиболее ценным достижением того
года, так как практический опыт работы помог
большинству из них определить свои цели на
будущее.
Позволяя использовать калькулятор на уроках
математики или наушники “без музыки”, если
посторонний шум отвлекает ребенка, мы
содействуем своим ученикам, учитываем их
индивидуальные различия в стиле учебы, помогаем
справиться со своими недостатками, что
значительно повышает мотивацию, снимает
раздражительность и недовольство и, что важнее
всего, способствует повышению успеваемости.
PS. Этот текст замечательного
американского педагога и писателя Чери Фуллера
взят из его книги “Залог детских успехов”,
которая пользовалась огромным успехом не только
в Америке, но и в Европе с первого дня ее выхода в
свет. Недавно книга была переведена на русский и
издана небольшим тиражом. Нам показалось, что
многое, о чем ведет разговор Чери Фуллер,
созвучно нашим размышлениям о воспитании детей,
о педагогике сотрудничества. Чтение оказалось
столь увлекательным, что было решено вернуться к
нему и сделать более широкую публикацию летом,
когда будет больше времени для вдумчивого чтения.
Можно сказать, что таким образом мы анонсируем
сегодня статью Чери Фуллера в наших будущих
летних номерах.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|