ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
Вероятно, мы так устроены: постоянно
сравниваем свои раздумья о воспитании детей с
размышлениями коллег. У нас в России так, а как в
Америке или во Франции? И радостно обнаруживаем
сходства. У нас дети отбились от рук – и у них. У
нас они не хотят учиться – и у них. Мы на стороне
гуманистического воспитания – и они. Но вот
чиновников в нашем образовании, пожалуй, больше.
Чиновники у нас жестче и вреднее. Или нам так
только кажется?
А еще интересно сравнивать друг с другом
иностранные педагогические веяния и стили
работы: американские с английскими, французские
с нидерландскими, японские с вьетнамскими. Или
отыскивать что-то уж совсем экзотическое, вроде
экопоселений, в которых, разумеется, тоже есть
дети, и они тоже учатся. Вот мы и предлагаем вам
сегодня, дорогие читатели, почувствовать это
своеобразие мысли и педагогических воззрений
наших зарубежных коллег.
Арнольд ПАЛДА
США
Время учиться и время давать уроки
В педагогике возраст не помеха, считает
Арнольд Палда, для которого преподавание –
третья профессия в жизни, самая любимая и
успешная
Я стал учителем в 45 лет, в зрелые годы, и
мой предыдущий опыт помогает мне, а не мешает, как
кажется многим. Торговцы недвижимостью уверяют,
что самое важное – выбрать удачное место. Я
думаю, в жизни важно – выбрать удачное время. Я
стал тем, кто я есть, именно потому, что все делал
вовремя.
В юности занимался наукой, писал диссертацию. Это
чрезвычайно увлекательный процесс. Результат –
звание доктора философии. Затем стал
бизнесменом. Не менее увлекательно, честное
слово. Результат – знание жизни и людей, которое
не получишь из книг.
В первые дни работы в школе, как все
учителя-новички, я не имел ни малейшего
представления, что делать с детьми. Но скоро
понял, какое ценное преимущество дает мне
возраст. Я был гораздо старше своих учеников не
только по годам, но и по жизненному опыту, по
запасу впечатлений. Конечно, мы имели мало общего
во вкусах, музыкальных пристрастиях. К тому же я
помнил еще “холодную войну”, Джона Кеннеди,
войну во Вьетнаме, правление и отставку Никсона
– это для ребят было давней историей. Вот я и
занялся преподаванием истории США ХХ века. И
тогда неравенство наших воспоминаний стало
побуждать нас прислушаться друг к другу, чтобы
глубже понять прошлое и настоящее, давние
причины и их сегодняшние следствия.
Повторюсь, я немолод. Мне уже не так важно без
конца самоутверждаться, кому-то что-то
доказывать. Я уже могу быть терпимым, стремиться
к пониманию, но при этом не бояться споров,
напротив, специально создавать ситуацию
столкновения мнений, идей, когда может родиться
некое озарение. Именно из разницы возраста и
опыта порой возникает «образовательный момент».
Возраст способствует в некоторой степени
поддержанию авторитета. В некоторой степени –
потому что на одном почтении к сединам у
современной молодежи долго не протянешь.
Рискуешь стать клоуном. Но авторитет,
поддержанный знаниями, умением тактично
общаться, превращается в истинное уважение.
Правда, глубокое уважение к учителю со стороны
учеников легко превращается в фундамент для
неограниченной монархии в классе, где лидера
(педагога) все почитают, но никто по-настоящему не
слышит и не учится у него ничему. Я прошел через
обе крайности за девять лет практики. В последнее
время научился строить совместную деятельность
на основе общих правил, созданных вместе с
ребятами.
Как любой предприниматель, я привык работать с
Интернетом и в школе сразу стал пользоваться
ресурсами сети. Это помогло довольно быстро
набрать необходимый учебный материал, войти в
новую профессиональную среду. Я нахожу через
компьютер интересные идеи и дружескую поддержку.
Я учитель и остаюсь им, потому что мне повезло
начать это дело в «старости», когда так хочется
передать другим свой опыт. Потому что я обрел
новый мир идей и общения благодаря детям. Можно
ли выбрать более удачное время?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|