Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Вероятно, мы так устроены: постоянно сравниваем свои раздумья о воспитании детей с размышлениями коллег. У нас в России так, а как в Америке или во Франции? И радостно обнаруживаем сходства. У нас дети отбились от рук – и у них. У нас они не хотят учиться – и у них. Мы на стороне гуманистического воспитания – и они. Но вот чиновников в нашем образовании, пожалуй, больше. Чиновники у нас жестче и вреднее. Или нам так только кажется?
А еще интересно сравнивать друг с другом иностранные педагогические веяния и стили работы: американские с английскими, французские с нидерландскими, японские с вьетнамскими. Или отыскивать что-то уж совсем экзотическое, вроде экопоселений, в которых, разумеется, тоже есть дети, и они тоже учатся. Вот мы и предлагаем вам сегодня, дорогие читатели, почувствовать это своеобразие мысли и педагогических воззрений наших зарубежных коллег.

Сесиль ЛЕШАС
Франция

Не влипайте в тесты!

Не бывает одного единственно верного способа работы на уроке. Но есть тысячи разных – и интересных!

Что такое тест? Выбор правильного ответа из многих вариантов. Сегодня тесты получают все большее распространение в России как самый объективный и удобный способ проверки знаний. Во Франции, где тесты постоянно используются не только на экзаменах, но и на обычных уроках, учителя начали сомневаться, помогает ли такая форма ученикам продвинуться в своем понимании материала.

Что, кроме развития памяти, дает работа с тестами? Возможно, есть более эффективные приемы, позволяющие продемонстрировать свои способности и уровень рефлексии.
Современный подход состоит в развитии реальных умений детей, которые учатся решать настоящие проблемы, осуществлять настоящие проекты. Но нельзя формировать все сразу, даже если хочется. Необходимо на чем-то сконцентрироваться. Какие же умения мы считаем важнейшими? Для нас это прежде всего умение анализировать и обобщать информацию. Умение сотрудничать. А еще умение устно и письменно выражать собственные мысли и чувства.
В образовании процесс и результат равноценны. Деятельность должна увлекать и развивать вне зависимости от ожидаемой оценки. Когда ученик ведет научное исследование, экспериментирует, его не приходится заставлять и уговаривать. А ведь исследование и эксперимент развивают целый комплекс способностей. Кроме того, мы предлагаем обратить внимание на чтение и интерпретацию самых разных текстов – от научно-популярных до литературных, классических и ультрасовременных. Такая работа неизбежно приведет ребенка к потребности сформулировать свою точку зрения в виде эссе, сочинения или доклада.
Необходимо приобщать учеников к обсуждению острых проблем жизни – жизни города, страны, мира. По мере сил они должны включаться в решение этих проблем как на уровне частной инициативы, так и на уровне объединенных гражданских акций.
В любой деятельности важно определить время исполнения. Каждый ученик проходит через серию краткосрочных и долговременных проектов. Отчет всегда представляется классу (не перед строгим контролером) и включает в себя оценку пройденного пути, всех этапов, оценку вклада разных участников, если работа велась командой. “Что было труднее всего? Если бы ты начал снова, что бы ты изменил? Чему ты научился, выполняя работу? Что получилось?” – на эти вопросы отвечает каждый.
Опыт успеха, пусть поначалу совсем крошечного, фиксируется и учеником, и педагогом, и сверстниками. Так, от победы к победе происходит развитие и образование личности. От победы к победе, а не от двойки к двойке.
Радостная и развивающая деятельность вовсе не отменяет напряжения сил, идеи испытания себя в трудностях.
Одна из привлекательных для ребят форм самоиспытания – «расследование». Она позволяет выяснить, насколько ученик понимает связь между разными темами и курсами. Учитель предлагает математическую задачку, отрывок текста, показывает комиксы, чертежи. Затем просит интерпретировать, описать, объяснить, предсказать. Иногда предлагает варианты ответов. Но здесь важнее ход рассуждений, а не правильный ответ. Часто проблема и вовсе не имеет однозначного решения. Открывается простор для творческого самовыражения.
Основанием для выставления итоговых оценок при такой системе служит не тест, не контрольная, а «портфолио» – папка работ, которые ученик собирает на протяжении семестра, а возможно, и года. Помимо сочинений, проектов, докладов, рисунков и т.п. туда вкладываются письма родителей, одноклассников, размышления о самом себе. Так можно на самом деле увидеть, насколько ребенок продвинулся в своих умениях, побудить его к самооцениванию, самостоятельному планированию следующих шагов.
Всякие инспектора обожают внезапные проверки, неожиданные контрольные. Мы, напротив, предпочитаем все заранее обсудить с классом и как можно яснее сформулировать наши цели, ожидания, условия работы. Тогда мы становимся сотрудниками: и учителя, и ученики получают шанс поумнеть. Это истинное образование.

Перевод
Наталии ОКТЯБРЕВОЙ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru