Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Вероятно, мы так устроены: постоянно сравниваем свои раздумья о воспитании детей с размышлениями коллег. У нас в России так, а как в Америке или во Франции? И радостно обнаруживаем сходства. У нас дети отбились от рук – и у них. У нас они не хотят учиться – и у них. Мы на стороне гуманистического воспитания – и они. Но вот чиновников в нашем образовании, пожалуй, больше. Чиновники у нас жестче и вреднее. Или нам так только кажется?
А еще интересно сравнивать друг с другом иностранные педагогические веяния и стили работы: американские с английскими, французские с нидерландскими, японские с вьетнамскими. Или отыскивать что-то уж совсем экзотическое, вроде экопоселений, в которых, разумеется, тоже есть дети, и они тоже учатся. Вот мы и предлагаем вам сегодня, дорогие читатели, почувствовать это своеобразие мысли и педагогических воззрений наших зарубежных коллег.

Линда СТАРР
Англия

Школы покорности и школы свободы

От того, каких школ в стране больше, зависит ее судьба. А вовсе не наоборот

Кто бы мог подумать, что в благополучной Англии, так же как и у нас, ощущается кризис системы образования, связанный с общественными проблемами? «Сегодня невозможно работать! Раньше было легче: другие дети, другие родители, иное отношение к учителям!»

“Мы не можем исправить наши школы, пока не изменим общество». Я с этим согласна.
Как преподаватель и журналист, пишущий на образовательные темы, я провела бессчетное количество часов в разных школах, где обучала, тестировала и просто наблюдала. Вскоре обнаружила, что на самом деле существует только два типа школ: хорошие и плохие. В последние годы все легче увидеть разницу между ними.
Хорошие школы – традиционно загородные. Их посещают прекрасно одетые, хорошо подготовленные ученики, о которых бережно заботятся неравнодушные родители.
Эти школы излучают ауру воодушевления и оптимизма, внушают чувство порядка и ответственности. Здания яркие, приветливые, и все друг другу улыбаются.
Плохие школы – чаще городские или сельские. Ученики в основном из бедных семей или дети эмигрантов. Их родители малообразованны, плохо зарабатывают или вообще без работы. Многие в разводе, измучены жизнью и не уверены в своих силах. Эти школы существуют в атмосфере покорности и пораженчества. Учителя в постоянной тревоге, ученики неорганизованны и невнимательны. Даже новые здания кажутся тусклыми и тесными. И каждый, похоже, боится улыбаться.
В последнее время я вижу, что мои друзья и бывшие коллеги, работавшие в городских школах, рано уходят на пенсию. И все жалуются на социальные проблемы, которые делают преподавание сегодня невозможным. Это опытные, преданные учителя. И если они не могут больше входить в класс, я понимаю: что-то не так.
Многие ученики приходят в школу из неполных семей, запущенных домов. Дети ощущают недостаток базовых навыков и родительского присмотра. Преподавать сегодня трудно везде, а обучение таких ребят кажется вообще невозможным. Но так ли это?
В докладе Образовательного фонда 4500 государственных школ были определены как очень бедные, но имеющие хорошие учебные показатели. Беднейшие, но лучшие в своих районах. Отсюда следуют два вывода – печальный и конструктивный. Печальный вывод состоит в том, что мы не можем исправить общество. Конструктивный вывод – мы можем улучшить наши школы. Как? Просто встречать без страха трудности современности и работать, чтобы преодолеть их. Мы можем постараться подражать опыту лучших школ.
Эффективные школы имеют сильное руководство, которое проповедует свободу и гибкость в вопросах набора кадров, составления расписания и школьной политики. Их администрация обеспечивает методическое руководство и поддерживает попытки учителей стать лучше благодаря тренингам и наставничеству, поддерживает родителей, но требует, чтобы ученики сами несли ответственность за свое образование.
В таких школах учителя помогают друг другу. Они понимают, что всем ребятам необходимо совершенствовать базовые навыки чтения, математики, английского языка, и готовы дать эти навыки.
Пример таких эффективных школ – школы Ирландии. Для иностранцев ирландская система образования – темный лес. Потому что ирландцы не любят сажать деревья ровненько в рядок и подстригать, как в парках России, Германии или Франции, где министр просвещения хочет точно знать, на какой странице открыты сегодня учебники математики в пятом классе. В Ирландии нет жесткой регламентации. Школы существуют как деревья в смешанном лесу. Хочешь – устраивайся под березой, хочешь – под кедром. Широкий выбор форм работы, методик. Объединяющий момент – стремление воспитать джентльменов, то есть тех, кто способен вести людей за собой, умеет руководить и подчиняться. Многие школы расположены в живописных уникальных в историческом плане местах. Открытая доброжелательная атмосфера сочетается с высокой требовательностью преподавателей, а почтение к традициям с непредвзятым отношением к современности.

Да, сегодня труднее учить. И особенно в школах с преобладанием бедных учеников. Пусть мы не можем исправить общество, но может быть, мы можем улучшить работу школ?

Перевод
Наталии ОКТЯБРЕВОЙ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru