ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО
Опыты книжных страниц,
или
Еще раз о целях изучения литературы в
школе
Мы уже говорили, что в предметном
обучении бывают не только общие, но и особенные,
характерные только для данного предмета задачи.
Но, оказывается, они далеко не так очевидны и
легко определяемы, как может показаться на
первый взгляд.
Размышляя об одной и той же дисциплине, учителя
каждый раз раскрывают ее с новой стороны, задают
новые ориентиры в преподавании.
С чем-то можно согласиться, с чем-то поспорить. Но
самое главное, знакомство с различными подходами
обогащает и конкретизирует наше представление о
целях преподавания.
В письмах учителей-словесников,
опубликованных в “ПС”, все чаще звучит вопрос
“зачем?”. В том смысле, что пора наконец
определиться в главном: какие цели ставим мы, идя
на урок литературы. Без этого, справедливо
считают авторы писем, невозможен выбор принципа
преподавания (историко-литературный,
теоретико-литературный,
психолого-педагогический): он целиком зависит от
цели.
Отрадно, что этот вопрос встал: значит,
педагогическую общественность не удовлетворяет
ответ, который дают сторонники
литературоведческого изучения предмета.
Очевидно, что ни “понимание
историко-литературного процесса”, ни “знание
законов искусства” не могут быть главными
задачами школы. Знания эти слишком академичны и
не имеют первостепенного значения для
неспециалистов.
Принципиально другой ответ на поставленный
вопрос дан давно. В ходе многолетней дискуссии, в
книгах, статьях и письмах учителей, работников
культуры и искусства, родителей, учащихся. Но,
по-видимому, ответ этот прозвучал слишком рано,
когда от мнения общественности не зависело
ничего.
Как бы то ни было, главный вопрос встал снова, и
ответить на него необходимо. Для этого нет
надобности уподобляться средневековым
схоластам, теоретически решавшим, есть ли у крота
глаза, вместо того чтобы просто посмотреть... Вот
и нам нужно посмотреть, чего ждут от наших уроков
те, кого это непосредственно касается. Я и мои
коллеги-единомышленники часто обращались с этим
вопросом к старшеклассникам. (Ответы давались
письменно и анонимно.) Ребята писали, что ждут от
хорошей книги (и того же хотели бы от уроков
литературы) помощи в понимании людей, самих себя
и жизни вообще. Эти пожелания разделяют родители
подростков.
Как-то выступая в одном из клубов с лекцией о
семейном воспитании, я попросила родителей
старшеклассников письменно высказать свои
пожелания к преподаванию литературы в школе,
указав только свою профессию. Откликнулись 19
человек. Вот самые типичные высказывания
(привожу с некоторыми сокращениями):
“По-моему, уроки литературы должны бы научить
любить книги, вызывать сопереживания с героями...
Хотелось бы, чтобы художественные произведения
помогали детям правильно ориентироваться в
жизненных вопросах”. (Преподаватель музыки.)
“Я считаю, что на уроках литературы нужно
ставить больше нравственных проблем: об
отношениях между людьми, об отношениях к жизни.
Цель преподавания, с моей точки зрения, в том,
чтобы дети поняли, что такое добро и зло, что
такое милосердие... Пусть ребята обсуждают разные
жизненные ситуации, которые описаны в
произведениях”. (Математик.)
Не впервые оказывается, что обычным,
незашоренным людям ясно то, чего не могут
осознать узкие специалисты. Цель преподавания
нашего предмета – средствами художественной
литературы научить подростка глубже и тоньше
понимать людей и осмыслить главные нравственные
закономерности жизни, как они отражены в великих
произведениях. И, разумеется, воспитать умение
“соотносить прочитанное с реальной жизнью,
окружающей ученика” (слова Сергея Образцова).
При такой постановке цели как неизбежное
следствие придет и любовь к серьезному чтению.
Путь к воспитанию умения понимать людей лежит
через постижение психологии героев
художественных произведений.
В этом плане хорошая книга просто незаменима.
Ведь опыт отдельного человека (а тем более
ребенка, подростка) крайне ограничен. Читая
хорошие книги, человек знакомится с десятками,
сотнями действующих лиц, с сотнями, тысячами
различных психологических ситуаций. А если
говорить о таком уникальном произведении, как
“Война и мир”, то нужно признать: нет, пожалуй,
такой психологической ситуации, которая не была
бы изображена в романе.
Другой механизм нравственного воздействия
художественного произведения состоит в том, что
в нем отражены общие закономерности жизни. Они
существуют точно так же, как и закономерности
природы, экономики, развития общества. О них
размышляли и говорили еще древние философы и
религиозные учителя. И писатель-реалист (чаще
всего, разумеется, непреднамеренно) их отражает.
Особенно очевидно это в русской классике. Разве
не убеждает она нас в том, например, что жизнь
исключительно для самого себя – тупик (Онегин,
Печорин)? Что для человека “с сердцем и умом” она
мучительна при всем даже внешнем благополучии
(вспомним также героев “Войны и мира”)? Разве не
вопиет “Преступление и наказание” против
теории “цель оправдывает средства”, против
неистребимой нашей иллюзии, что из зла может
получиться добро?
Никакие проповеди и абстрактные рассуждения не
могут заменить живого, эмоционального
воздействия художественной литературы. Особенно
если дело касается ребенка. Ведь его путь к
нравственной истине лежит через эмоции. И задача
учителя – помочь ученику эти истины в
художественном произведении увидеть.
Мы же эту главную и такую очевидную для любого
непредвзятого человека цель подменили
искусственными, надуманными, узкоспециальными
задачами.
Очевидно, что если мы признаем главными целями
преподавания литературы научить подростка
соотносить прочитанное с “окружающей его
реальностью” (слова Сергея Образцова), лучше
понимать людей и жизнь, привить любовь к
серьезному чтению, то принцип преподавания может
быть только психолого-педагогическим. Потому что
именно он предполагает отбор художественных
произведений для изучения по их
непосредственному эмоционально-нравственному
влиянию на ученика и помогает учителю увидеть и
выявить в произведениях классики то вечное,
общечеловеческое, чем они живы и важны нам и
сегодня.
Ссылки на традицию преподавания предмета не
представляются убедительными: всегда были
педагоги, выступавшие против нее, а отношение
гимназистов к изучению словесности оставляло
желать лучшего.
Недавно мне довелось поспорить с одним из
известных представителей
теоретико-литературного подхода. Суть его
возражений в том, что писатель не фотограф и в его
творениях мы видим не реальность жизни, а ее
восприятие автором. Разумеется, художественное
произведение не фотография. Однако
писатель-реалист достаточно жизненно отражает
психологические ситуации. Об этом говорят и наши
известные психологи, отмечая, например, что в
поэме “Евгений Онегин” “Пушкин нигде не
погрешил против психологической достоверности”
(Б.Теплов. “Заметки психолога при чтении
художественной литературы”).
Только через приближение преподавания предмета
к чаяниям “потребителей образовательных услуг”
(включая, разумеется, и родителей учащихся) можно
изменить отношение школьников к литературе.
Инна КЛЕНИЦКАЯ,
учитель литературы
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|