СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА
Во что верит деревня Неверово?
Портрет маленькой сельской школы,
написанный ее учителями
Среди коллег, занимающихся
педагогической журналистикой, можно услышать:
«Жалко, что учителя так редко описывают свой опыт
работы простым человеческим языком, чтоб не для
отчетов и документов, а для другого человека,
который прочтет и подумает. Да где им писать,
некогда, особенно сельским учительницам – пачки
тетрадей, как у всех, а ведь еще есть дом, семья,
корова...» Отчасти это правда. Но только отчасти.
Бывает и по-другому. Например, собрались педагоги
Неверовской малочисленной школы (Костромская
область) и описали ее жизнь во всех подробностях,
как в старые времена составляли подобные
описания земские учителя. Получилась целая
крохотная книжка, которую выпустила в свет
российская Ассоциация социальных педагогов и
социальных работников. Конечно, понадобились
консультанты-ученые из ВНИК «Сельская школа и
социум» (о его работе мы уже рассказывали в одном
из выпусков “Сельской школы”, в № 72 за прошлый
год). Но все равно через строгие научные слова
видны возможные варианты решения традиционных
проблем и живая жизнь конкретной сельской школы,
проглядывают детские и взрослые лица.
И школу они хотели не какую-нибудь...
Школу построили потому, что крестьянам деревни
Неверово надо было учить своих детей. И школу они
хотели не какую-нибудь, а земскую: в начале
двадцатого века именно земские учителя давали
самое лучшее начальное образование. Собрали
сельский сход, сложились и поставили на общинной
земле деревянное двухэтажное здание для трех
классов. Дело было в бурном 1905 году, когда другие
крестьяне занимались поджогами дворянских
усадеб. После Октябрьской революции в деревне
появилась и средняя школа, открытая в бывшем
помещичьем доме. Дальше история Неверовской
школы очень похожа на истории других подобных
школ: в двадцатые годы дети получали глубокие
сельскохозяйственные знания, работали на
собственной ферме и опытном поле, потом все
забрал себе колхоз, а дети стали ходить в обычную
школу, где изо всех сил стирался «разрыв между
городом и деревней». Пережили войну, в конце
шестидесятых построили новое здание, где впервые
ребятам пришлось бегать по кабинетам, как в
городе. А раньше у каждого класса была своя
комнатка. В семидесятых спохватились и вернули в
школу сельскохозяйственную практику, в конце
восьмидесятых школа стала экспериментальной
площадкой Академии педнаук. В начале девяностых
в ее стенах открылись медико-социальный центр
помощи семье, детская школа искусств, детская
спортивная школа. Сейчас школа снова стала
опытно-экспериментальной базой для Комплексной
программы РАО “Развитие образования в сельском
социуме: интеграция науки и практики”,
рассчитанной на 2000–2002 годы.
В школе сто тридцать три ученика из десяти
окрестных деревень в радиусе пяти километров. Те,
кто живет рядом, ходят на уроки пешком, остальных
подкидывает школьный автобус раз в неделю (о них
написано так тепло: «Таких детей в прошлом
учебном году – четыре человека,
старшеклассники»). Родители оплачивают
автобусный бензин, а также топливо для тракторов,
на которых учатся работать их сыновья, покупают
учебники и вносят ежемесячно десять (!) рублей в
месяц на ремонт. И помогают красить стены. У
родителей денег нет, бывший колхоз – убыточное
предприятие, зарплату платят каждую неделю по
двадцать рублей. Спасаются только личным
хозяйством, приучая детей к работе.
Зато в каждом классе всего десять–двенадцать
учеников, и учебный план школы построен так,
чтобы дети получали как можно больше
практических знаний, особенно по родному языку,
естественным наукам и математике. И при этом на
уроках литературы главным признается не столько
знание особенностей творчества конкретных
авторов, сколько открытие при помощи книги
собственного духовного мира ребенка, развитие
его творческих способностей. Особенная гордость
– плавательный бассейн, этнографический
класс-музей, наполненный старинными предметами
деревенского быта, мастерская по
деревообработке и опытный пришкольный участок (1
га) для детских сельскохозяйственных опытов с
садом и парниками. Часть выращенных овощей и
рассады продается, часть идет в школьную
столовую, завтрак в которой для каждого ребенка
стоит всего четыре рубля. А на деньги, вырученные
от продажи урожая, школа закупает семена,
инвентарь для сельскохозяйственных работ,
пленку для парников.
Мальчики – ученики старших классов учатся на
трактористов, правда, собственный школьный
трактор уже очень старый, а на новый денег нет. И
последнее время для вспашки школьного поля
приходилось пользоваться техникой бывшего
колхоза, ныне СПК “Мир”. Примерно в таком же
положении швейная мастерская для девочек.
Учителя всерьез обеспокоены, поскольку для
большинства деревенских детей труд – любимый
предмет. К тому же эти уроки не столько часть
учебного плана, сколько реальная возможность
научить всех ребят грамотно и прибыльно вести
собственное хозяйство.
Проблемы, проблемы...
Предмет гордости неверовских учителей –
поступление почти половины выпускников в
Костромской педагогический университет и
сельскохозяйственную академию, участие
старшеклассников в летних экспедициях
университета по Волге. Это при том, что у
большинства ребят, поступающих в первый класс,
плохо развита речь и отсутствуют многие
необходимые социальные и культурные навыки.
Какую же огромную работу приходится проделывать
и детям, и взрослым, чтобы картина поменялась к
одиннадцатому классу!
«Сельский социум настолько отличается от
городского, что человеку, далекому от села, очень
трудно представить, насколько состояние
социальной микросреды проецируется на сельское
общеобразовательное учреждение», – пишут
учителя. Родители, в большинстве своем имеющие
неполное среднее или среднее специальное
образование, не всегда представляют, что значит
действительно воспитывать ребенка, помогать ему
открывать мир. Из-за занятости в подсобном
хозяйстве большинство взрослых никогда не были в
театрах, музеях, на концертах. Смотрят боевики по
телевизору – и дети вместе с ними. «Причем ребята
настолько привыкли к этому, что фильмы,
вызывающие у человека переживания и размышления,
они уже и не смотрят. На отсутствие
познавательных интересов детей накладываются
неразвитость речи, ее стилистическая
неграмотность, – с горечью пишут учителя, – от
бедного словарного запаса особенно страдают
одаренные от природы дети». Хорошо еще тому, у
кого бабушки есть, они еще сохранили местный
говорок, необходимый для развития устного языка.
А книжный-то тоже нужен. Да где его взять, если
дети никогда не видели своих родителей за книгой?
Другая острейшая проблема – весьма
патриархальное представление родителей и детей
о том, что такое хорошее образование. Считается,
что образование дает учитель, то есть задает
уроки и спрашивает. Именно так воспринимают
образовательный процесс большинство жителей
деревни Неверово. И максимум требований
родителей к учителям – чтоб были построже и
позанимались дополнительно. Отсюда и дети не
стремятся учиться самостоятельно, искать
информацию в разных источниках, учат «от сих до
сих».
Положение учителя – особый разговор. Почти нет
никакой возможности профессионального роста,
«держит» хозяйство: чтобы прожить на маленькую
учительскую зарплату, приходится и огородик
разводить, и корову иметь. А это означает
абсолютное отсутствие времени на освоение новых
образовательных технологий. Но неверовские
учителя не отчаиваются и строят планы на
ближайшее будущее – пригласить (или обучить
своих молодых) в начальную школу дефектолога и
детского психолога, социального педагога в
среднюю, ежедневно общаться с родителями, чтобы
они чувствовали: детей действительно можно и
нужно воспитывать всей деревней. Глядишь, и
родители подтянутся. А пока продолжают давать
уроки, придумывают интересные общие дела, и дети
учатся с удовольствием.
Елена ЛИТВЯК
При подготовке публикации
использованы материалы сборника
“Организационно-педагогическая деятельность
сельской малочисленной школы”, Москва, 2001
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|