Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2002

Первая тетрадь. Политика образования

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА

Крестьянское качество образования

Оно по определению не может и не должно быть хуже городского, если использовать все его возможности! 

Как вы поживаете? Вопрос для деревенского жителя не праздный, а основанный на традиции всерьез интересоваться человеческой жизнью. Вдруг чем-то помочь можно или новость какую услышать? Оттого так распространены в сельском доме долгие беседы и посиделки, оттого деревенские письма всегда так подробны. Мы привыкли к этому, но вдруг однажды замечаем, что и всякого рода педагогические разговоры вокруг деревни как-то сами собой ведутся именно в этом неспешном жанре. И наш сегодняшний выпуск “Сельской школы” получился именно таким – наполненным голосами учителей из Костромской, Свердловской и Ленинградской областей. Даже проблемный материал красноярца Игоря Реморенко больше похож на задушевный монолог, чем на публицистическую статью. Может быть, так и надо, невозможно, не получается писать о проблемах конкретных людей общими, незначащими словами.

Качество образования на селе и в городе существенно отличается. Об этом говорили и в советскую эпоху, стараясь стереть разрыв между городом и деревней, и говорят сейчас, замыслив реструктуризацию сельской школы.
Рискнем предположить, что разрыв между городом и деревней будет всегда. А его насильственное уничтожение – противодействие самой природе развития общественного устройства. Ведь суть разрыва – разные образы жизни, это и задает разные географические, производственные и иные особенности социального устройства. Исходя из этого, можно говорить об особом, специфическом качестве сельского образования.
По определению, «КРЕСТЬЯНСТВО – социальная группа, возникшая в процессе разложения первобытного общества и выделения семейного хозяйства. Крестьянам, ведущим индивидуальное хозяйство собственными средствами производства и силами своей семьи, свойственны приверженность традиции в производстве, в быту и в сознании, местная замкнутость, раздробленность». Любопытно, что сама суть крестьянского устройства – индивидуальный труд, владение собственными средствами производства. Может быть, именно поэтому во всем мире не очень-то приживаются разные способы коллективизации сельского труда. Ни колхозы, ни какие иные крупные сельскохозяйственные предприятия не создаются и не действуют массово. Преобладают фермерские хозяйства, построенные прежде всего на семейном труде.
Крестьянский образ сельской жизни сказывается и на качестве образования. И весьма неоднозначно. Иногда очень даже позитивно. В основном тогда, когда сельским детям удается реализовать свой индивидуальный интерес, порыв, энергетику, которые появляются у них благодаря жизни в деревне. Часто удается достигнуть общественно разделяемого успеха. Вот что пишет бывший сельский школьник, нынешний глава концерна «Русский алюминий» Олег Дерипаска: «Очень важно делать в жизни то, что тебе нравится. Я вырос на кубанском хуторе. Дед, который стал моим первым наставником, научил меня читать. Я читал все подряд. Книгу в четыреста страниц “проглатывал” за полтора дня. Меня никто не подгонял: мне это нравилось, мне это было интересно. На то, чтобы прорешать учебник математики, рассчитанный на год, у меня уходила неделя. Но “ботаником” я не был. Мы с друзьями занимались боксом и борьбой, гоняли в футбол, бывало, что и дрались улица на улицу». Так и должна работать нормальная сельская школа – учить детей реализовывать свои индивидуальные интересы. Это, оказывается, заложено и в природе крестьянского труда, и в возможностях сельского образования.
Однако очевидны и трудности, которые приходится преодолевать сельским выпускникам. Данные единого государственного экзамена показали их существенное отставание по сравнению с городскими учениками. Действительно, сельчанам гораздо труднее поступить в вуз. Если городские школьники имеют возможность уже в старшей школе посещать курсы, заниматься у вузовского репетитора – интенсивно готовиться к поступлению в институт, то у сельских ребят таких возможностей значительно меньше.
Важно также и то, что сельские школьники находятся не в столь богатой культурной среде, как городские. Наличие телевидения, сельской библиотеки, интересных учителей в школе – все это позволяет формировать достаточно высокие культурные запросы у сельских ребят. Но вот удовлетворить эти запросы не всегда удается. Здесь, кстати говоря, есть и позитивный момент – в условиях ограниченного количества ресурсов сельские ребята начинают сами заниматься каким-либо творческим делом: ремонтом техники, литературным творчеством, живописью. Однако отсутствие необходимого многообразия способов удовлетворения культурных запросов может привести и к маргинальному поведению, замкнутости своих локальных интересов. Часто у сельских детей есть сложности в коммуникативном плане – высказать свою мысль, услышать другого. Возникают порой проблемы и с вступлением в кооперацию, умением работать в группе.
Но можно ли найти какие-то способы удовлетворения многообразных культурных потребностей на селе? Можно, если по-умному реформировать сельскую школу. Если она будет многообразно устроена, то и у детей появятся разные возможности удовлетворения собственных интересов. Сейчас, как никогда, важно найти разные варианты работы сельской школы, а для детей – возможности учиться там, где они наиболее комфортно себя чувствуют. С разрешением, конечно, менять формы получения образования. Уже сейчас более массово можно начать апробировать такие формы получения образования, как:
– выездные школы;
– очно-заочные школы;
– «учительская изба»;
– дистанционное образование через Интернет;
– образование через ресурсные образовательные центры на селе...
Причем выбор той или иной формы обучения должен осуществляться на местах после детального согласования с местным сообществом. Именно местные жители и сами дети должны ОЦЕНИТЬ и выбрать приемлемый для них вариант. Оценить так, чтобы тот или иной вариант получения образования мог привести к общественному благополучию. А иначе зачем оно нам нужно – это образование?

Игорь РЕМОРЕНКО


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru