СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА
Крестьянское качество образования
Оно по определению не может и не должно
быть хуже городского, если использовать все его
возможности!
Как вы поживаете? Вопрос для
деревенского жителя не праздный, а основанный на
традиции всерьез интересоваться человеческой
жизнью. Вдруг чем-то помочь можно или новость
какую услышать? Оттого так распространены в
сельском доме долгие беседы и посиделки, оттого
деревенские письма всегда так подробны. Мы
привыкли к этому, но вдруг однажды замечаем, что и
всякого рода педагогические разговоры вокруг
деревни как-то сами собой ведутся именно в этом
неспешном жанре. И наш сегодняшний выпуск
“Сельской школы” получился именно таким –
наполненным голосами учителей из Костромской,
Свердловской и Ленинградской областей. Даже
проблемный материал красноярца Игоря Реморенко
больше похож на задушевный монолог, чем на
публицистическую статью. Может быть, так и надо,
невозможно, не получается писать о проблемах
конкретных людей общими, незначащими словами.
Качество образования на селе и в городе
существенно отличается. Об этом говорили и в
советскую эпоху, стараясь стереть разрыв между
городом и деревней, и говорят сейчас, замыслив
реструктуризацию сельской школы.
Рискнем предположить, что разрыв между городом и
деревней будет всегда. А его насильственное
уничтожение – противодействие самой природе
развития общественного устройства. Ведь суть
разрыва – разные образы жизни, это и задает
разные географические, производственные и иные
особенности социального устройства. Исходя из
этого, можно говорить об особом, специфическом
качестве сельского образования.
По определению, «КРЕСТЬЯНСТВО – социальная
группа, возникшая в процессе разложения
первобытного общества и выделения семейного
хозяйства. Крестьянам, ведущим индивидуальное
хозяйство собственными средствами производства
и силами своей семьи, свойственны приверженность
традиции в производстве, в быту и в сознании,
местная замкнутость, раздробленность».
Любопытно, что сама суть крестьянского
устройства – индивидуальный труд, владение
собственными средствами производства. Может
быть, именно поэтому во всем мире не очень-то
приживаются разные способы коллективизации
сельского труда. Ни колхозы, ни какие иные
крупные сельскохозяйственные предприятия не
создаются и не действуют массово. Преобладают
фермерские хозяйства, построенные прежде всего
на семейном труде.
Крестьянский образ сельской жизни сказывается и
на качестве образования. И весьма неоднозначно.
Иногда очень даже позитивно. В основном тогда,
когда сельским детям удается реализовать свой
индивидуальный интерес, порыв, энергетику,
которые появляются у них благодаря жизни в
деревне. Часто удается достигнуть общественно
разделяемого успеха. Вот что пишет бывший
сельский школьник, нынешний глава концерна
«Русский алюминий» Олег Дерипаска: «Очень важно
делать в жизни то, что тебе нравится. Я вырос на
кубанском хуторе. Дед, который стал моим первым
наставником, научил меня читать. Я читал все
подряд. Книгу в четыреста страниц “проглатывал”
за полтора дня. Меня никто не подгонял: мне это
нравилось, мне это было интересно. На то, чтобы
прорешать учебник математики, рассчитанный на
год, у меня уходила неделя. Но “ботаником” я не
был. Мы с друзьями занимались боксом и борьбой,
гоняли в футбол, бывало, что и дрались улица на
улицу». Так и должна работать нормальная
сельская школа – учить детей реализовывать свои
индивидуальные интересы. Это, оказывается,
заложено и в природе крестьянского труда, и в
возможностях сельского образования.
Однако очевидны и трудности, которые приходится
преодолевать сельским выпускникам. Данные
единого государственного экзамена показали их
существенное отставание по сравнению с
городскими учениками. Действительно, сельчанам
гораздо труднее поступить в вуз. Если городские
школьники имеют возможность уже в старшей школе
посещать курсы, заниматься у вузовского
репетитора – интенсивно готовиться к
поступлению в институт, то у сельских ребят таких
возможностей значительно меньше.
Важно также и то, что сельские школьники
находятся не в столь богатой культурной среде,
как городские. Наличие телевидения, сельской
библиотеки, интересных учителей в школе – все
это позволяет формировать достаточно высокие
культурные запросы у сельских ребят. Но вот
удовлетворить эти запросы не всегда удается.
Здесь, кстати говоря, есть и позитивный момент –
в условиях ограниченного количества ресурсов
сельские ребята начинают сами заниматься
каким-либо творческим делом: ремонтом техники,
литературным творчеством, живописью. Однако
отсутствие необходимого многообразия способов
удовлетворения культурных запросов может
привести и к маргинальному поведению,
замкнутости своих локальных интересов. Часто у
сельских детей есть сложности в коммуникативном
плане – высказать свою мысль, услышать другого.
Возникают порой проблемы и с вступлением в
кооперацию, умением работать в группе.
Но можно ли найти какие-то способы
удовлетворения многообразных культурных
потребностей на селе? Можно, если по-умному
реформировать сельскую школу. Если она будет
многообразно устроена, то и у детей появятся
разные возможности удовлетворения собственных
интересов. Сейчас, как никогда, важно найти
разные варианты работы сельской школы, а для
детей – возможности учиться там, где они
наиболее комфортно себя чувствуют. С
разрешением, конечно, менять формы получения
образования. Уже сейчас более массово можно
начать апробировать такие формы получения
образования, как:
– выездные школы;
– очно-заочные школы;
– «учительская изба»;
– дистанционное образование через Интернет;
– образование через ресурсные образовательные
центры на селе...
Причем выбор той или иной формы обучения должен
осуществляться на местах после детального
согласования с местным сообществом. Именно
местные жители и сами дети должны ОЦЕНИТЬ и
выбрать приемлемый для них вариант. Оценить так,
чтобы тот или иной вариант получения образования
мог привести к общественному благополучию. А
иначе зачем оно нам нужно – это образование?
Игорь РЕМОРЕНКО
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|