МИНИСТЕРСТВО – КОЛЛЕГИЯ
Ольга ДАШКОВСКАЯ
Теперь денег на образование не хватает
немного меньше...
Но почему при тотальной бедности
образовательных учреждений на счетах многих из
них остаются неизрасходованные суммы? Что мешает
использовать эти средства?
На очередной коллегии министерства
обсуждались исполнение бюджета за 2001 год по
разделу “Образование” и задачи по разработке
проекта бюджета на 2003 год.
В минувшем году образовательные учреждения,
находящиеся в прямом ведении министерства (вузы,
ссузы и ПТУ), были полностью профинансированы в
соответствии с утвержденными обязательствами.
Общий объем средств составил 38 млрд 52 млн 800 тыс.
рублей.
Так какие же задачи были признаны в минувшем году
приоритетными и потребовали наибольших затрат?
Диктат коммуналки
Львиная доля денег пошла на оплату труда
работников образования: общая сумма составила 15
млрд 906 млн рублей. Второе место занимают
коммунальные услуги: финансирование этой статьи
увеличилось вдвое по сравнению с 2000 годом и
достигло 6 млрд 199 млн рублей. “Бронза” досталась
стипендиальному фонду – 4 млрд 932 млн рублей.
Остальные статьи расходов существенно отстают
от трех названных. Так, на переподготовку и
повышение квалификации израсходовано
невероятно мало – всего 33,2 млн рублей. Впрочем,
это объяснимо, если изучить, на какие цели
направлялись дополнительные доходы
федерального бюджета: из 3 млрд 388 млн рублей,
поступивших на нужды образования, наиболее
весомая часть – 1 млрд 879 млн рублей – была
использована для погашения кредиторской
задолженности за коммунальные услуги.
Сами вузы, техникумы и ПТУ тоже не сидели сложа
руки: 20% всех средств, полученных от сдачи в
аренду госсобственности (а это 177,5 млн рублей), и
3,4% от общей суммы внебюджетных доходов (то есть
более 1 млрд рублей) были израсходованы на оплату
отопления, газа, электроэнергии и водоснабжения.
В результате на 1 января нынешнего года
подведомственные учебные заведения долгов по
оплате коммунальных услуг не имеют.
Кроме этого, по свидетельству министра
образования В.Филиппова, в 2001 году удалось решить
еще целый ряд ключевых вопросов. Например,
впервые были предусмотрены деньги на пополнение
библиотечных фондов и на учебную практику, на
ремонт общежитий, причем за счет основных
средств бюджета, а не дополнительных доходов. Все
эти достижения министерство намерено сохранить
и развить в 2003 году, уделив внимание и решению
других, не менее важных задач.
Планы на будущее
Очевидно, что наиболее приоритетной по
значимости и финансированию останется оплата
труда работников образования (речь идет в данном
случае о федеральных образовательных
учреждениях, поскольку школы находятся в ведении
муниципалитетов). Ведь повышение зарплаты
бюджетников в 1,89 раза с 1 декабря 2001 г.
практически не отразилось на благосостоянии
вузовских преподавателей, имеющих высокие
разряды.
Поэтому в будущем году решено бросить основные
средства на повышение зарплаты доцентам и
профессорам вузов, а также мастерам
производственного обучения в ПТУ.
В числе намеченных приоритетов – также двойное
увеличение стипендиального фонда.
Присутствовавшие на коллегии ректоры вузов
обвиняли депутатов и членов общественного
движения РОСРО в том, что при формировании
проекта бюджета на 2001 год они приняли заниженные
цифры: первоначально запланированная на эти цели
сумма в размере 5,27 млрд рублей в окончательном
варианте сузилась до 4,93 млрд рублей. Причиной
такого решения стали рассуждения о том, что
нынешние студенты – люди не бедные, разъезжают
на “мерседесах”, успешно подрабатывают и в
копеечной помощи со стороны государства не
нуждаются.
Но небольшого стипендиального фонда,
рассчитанного на выплату как академических (за
успехи в учебе), так и социальных стипендий для
малообеспеченных, не хватает на всех
нуждающихся. По свидетельству ректора
Петербургского университета Л.Вербицкой,
“студенты научились собирать справки”, и теперь
большинство из них претендуют на социальные
стипендии, кстати, с полным на то основанием.
Правда, на коллегии ничего не говорилось о том,
что существующая система назначения стипендий
(этот вывод впрямую следует из слов ректоров)
непригодна и ее следует изменить.
...Экономика образования полна парадоксов:
несмотря на нехватку средств по всем статьям, в
течение трех последних лет на счетах
образовательных учреждений остаются...
нереализованные суммы, то есть излишки.
На 1 января 2001 года эти показатели составляли 194
млн рублей, на 1 января 2002 г. – уже более 388 млн
рублей.
Пока Минфин исправно возвращает остатки
неиспользованных средств учебным заведениям, но,
по прогнозам В.Филиппова, в обозримом будущем эти
деньги либо вообще уйдут из системы образования,
либо бюджет отрасли будет урезан. Ректоры вузов
обвиняют органы казначейства в том, что они
мешают оперативному расходованию денег. Органы
казначейства молчат.
...На текущий ремонт зданий всех подведомственных
Министерству образования учреждений было
выделено 310 млн рублей, на приобретение
оборудования для ссузов – 330 млн рублей.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|