Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
НА КНИЖНОЙ ЛЕСТНИЦЕ 

Андрей МИРОШКИН

Владимир НАБОКОВ

Лекции о «Дон Кихоте»

М.: Издательство «НезависимаЯ Газета», 2002

Лекции о «Дон Кихоте»

Это уже третья книга в цикле набоковских университетских лекций, изданных по-русски «Независимой Газетой». Первые тома были сборные (в каждом – лекции о полудюжине отечественных и зарубежных классиков; «ПС» в свое время писало об обеих книгах), третий же получился монографическим. Лекции о романе Сервантеса профессор Nabokoff читал не в Корнеллском университете, где он служил более десяти лет, а в Гарварде, куда его пригласили в 1951/52 учебном году. При жизни писателю так и не удалось издать свои лекции: это сделали после смерти Набокова дотошные библиографы. В нынешнюю книгу вошли шесть лекций, подробный синопсис «Дон Кихота» и фрагменты из двух знаменитейших рыцарских романов – «Смерть Артура» и «Амадис Галльский».
Зачем Набоков взялся читать лекции о «Дон Кихоте» – книге, которая ему в целом не близка? По мнению автора предисловия, американского эссеиста Гая Дэвенпорта, Набоков хотел «открыть для студентов текст, очистив его от ханжеского вздора, наслоившегося на роман в результате длительной традиции неверного прочтения». Лекции действительно очень интересны, капризно-прихотливы, парадоксальны, местами прямо-таки остроумны. И все-таки нельзя не посочувствовать студентам, которые знакомятся с романом Сервантеса исключительно «по Набокову». Писательские амбиции и неистощимая фантазия превращают эти лекции в этакие блистательные маргиналии, изысканный десерт. Главным же блюдом, наверное, все-таки должен быть взвешенный, объективистский курс. Написанный каким-нибудь «занудой в академической шапочке», которых так не любил Набоков. Но чьи толстые труды он старательно штудировал.
Своих гарвардских слушателей, как и корнеллских, Набоков призывает относиться к великим романам исключительно как к «великолепным сказкам», без которых, впрочем, «и мир не был бы реален». Сам по себе роман «Дон Кихот» Набоков ставит невысоко. Но образ главного героя – «гениальная удача Сервантеса» – спасает «лоскутную и бессвязную историю». Герой перерос книгу, оказался значительнее, сложнее, благороднее ее. Сервантес, по Набокову, писал «Дон Кихота» не разумом, но интуицией. Он даже редко перечитывал написанное – отсюда многочисленные повторы и ошибки, над которыми издевается уже не одно поколение исследователей. Но художественное чутье помогло писателю сотворить шедевр, повлиявший, кстати, и на прозу самого Набокова. Чем «Лолита» не образцовый плутовской роман ХХ века, где имя героини к тому же – уменьшительное от испанского Долорес?..
Давно замечено, что литературоведческий метод Набокова напоминает построения русских формалистов и штудии Андрея Белого. Так, одним из главных ключей к «Дон Кихоту» у Набокова становится тщательно начерченная схема испанской ветряной мельницы начала семнадцатого столетия. Сфера больших идей лектора мало интересует – зато мелочи Набоков изучает с пристальностью энтомолога: «победы и поражения» хитроумного ламанчского идальго скрупулезно подсчитаны и сведены в специальную диаграмму. Мимоходом лектор уличает Сервантеса в незнании географии и деревенского быта Испании. Целая лекция посвящена развенчанию мифа о «добром и гуманном» романе: по Набокову, «Дон Кихот» – одна из самых страшных и бесчеловечных книг за всю историю мировой литературы, недаром она создавалась в эпоху инквизиции. Цитаты с описанием всевозможных побоев и жестоких обманов подобраны эффектно и убедительно. Как водится, достается в лекциях и интерпретаторам-предшественникам (Сент-Бёву, Брандесу, даже Тургеневу). Но это для Набокова привычный ритуал.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru