Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2002

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ 

Марина НИКОНОВА

Слушать и только слушать...

До тех пор, пока наконец не поймем,
зачем нашим детям нужно то, а не это

– Смотри, – говорит, – как могу. – Сворачивает губы в трубочку, издает тихий, нежный свист и ждет, что я отвечу.
На миг в глазах появляется испуг и удивление. А потом, когда понимает вдруг, что получилось – первый раз в жизни свистнул! – в них загорается восторг и радость: молодец, сумел, ура, научился. И это настоящая победа, если хотите, результат и большая удача.
Ведь если разобраться, то мальчишке без этого никуда: друзья засмеют, играть не примут. А потом тоже будет несладко тому, кто не умеет ловко, к месту свистнуть. И вообще, кто знает, сколько комплексов, явных и скрытых, таится в каждом из нас с детства? А каково было нам, не умеющим кувыркаться, плавать, подтягиваться на канате, щелкать пальцами, сворачивать язык в трубочку, шевелить ушами, – знаем только мы.
И тем не менее. Что делаю я в ответ?
Как будто ничего не понимая, стою у раковины, неторопливо мою посуду, считаю слонов. Или, еле оторвав взгляд от экрана компьютера, улыбаюсь дежурно и вскоре продолжаю работу, как будто ничего не произошло. Или хвалю, словно он вытер пыль с пианино и добровольно подмел пол. Сколько раз так бывало!
И редко когда удается, взглянув на себя со стороны, осознать, сколько откровенного безразличия и настоящего занудства в наших безобидных ответных репликах, скупых словах и молчании. А чем старше дети становятся, тем неинтереснее они для нас бывают. И в самом деле: все, что им еще предстоит, мы давно прошли, пережили, выучили. А тут они опять повторяют наши ошибки, опять учатся, но не езде на двухколесном велосипеде, не пузыри мыльные выдувать и не через веревочку на одной ножке прыгать, а любви и нелюбви к ближнему, зависти, щедрости, откровенности, сребролюбию, трусости и тому, как все это преодолеть.
Мы умеем быть друзьями маленьким детям: нам это легко дается, вернее, это вообще легко – любить и дружить с маленькими. Помогаем лепить из пластилина зайчиков, учим клеить гербарии из осенних листьев, жалеем и утешаем, когда им страшно или больно. Но жалости и сострадания старшие дети от нас, бывает, не видят вообще. Только сухие рапорты, сообщения, политинформации на ходу и критика, критика, критика без конца и меры.
И не то чтобы мы их не любили, как раз наоборот. Уверены, что любим и хотим добра. Вот только выходит, что либо наши с ними представления о добре слишком разные, либо цели наши абсолютно противоположны.
И в самом деле, восклицаем мы в сердцах, что это за цель – научиться свистеть! А для него-то это как раз что ни на есть цель! Он так искренне хотел научиться, репетировал втайне от всех, боялся, что не получится. И предположить не мог, наверное, что нам все равно.
Странные мы, видимо, люди, с точки зрения детей. Скучные, однообразные, ленивые и угрюмые. Даже порадоваться искренне не умеем. Или разучились. А может, запретили себе уметь. Все равно странно.
И цели у нас тоже очень взрослые. Хотя мы их для детей и за детей формулируем. К примеру, сын в футбол любит играть, а мы его языки заставляем учить во имя достижения той самой цели, которую мы выдаем не за свою, а за его личную цель. Будто не понимаем, что одно другому не помеха и не альтернатива, а самое что ни на есть дополнение.
Как, впрочем, не понимаем и того, что нужно не столько решать все за детей, сколько быть рядом с ними, помогать им, когда приходит время делать выбор, и слушать, слушать, слушать… пока наконец не поймем, зачем им нужно то, а не это.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru