РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ
Слушать и только слушать...
До тех пор, пока наконец не поймем,
зачем нашим детям нужно то, а не это
– Смотри, – говорит, – как могу. –
Сворачивает губы в трубочку, издает тихий, нежный
свист и ждет, что я отвечу.
На миг в глазах появляется испуг и удивление. А
потом, когда понимает вдруг, что получилось –
первый раз в жизни свистнул! – в них загорается
восторг и радость: молодец, сумел, ура, научился. И
это настоящая победа, если хотите, результат и
большая удача.
Ведь если разобраться, то мальчишке без этого
никуда: друзья засмеют, играть не примут. А потом
тоже будет несладко тому, кто не умеет ловко, к
месту свистнуть. И вообще, кто знает, сколько
комплексов, явных и скрытых, таится в каждом из
нас с детства? А каково было нам, не умеющим
кувыркаться, плавать, подтягиваться на канате,
щелкать пальцами, сворачивать язык в трубочку,
шевелить ушами, – знаем только мы.
И тем не менее. Что делаю я в ответ?
Как будто ничего не понимая, стою у раковины,
неторопливо мою посуду, считаю слонов. Или, еле
оторвав взгляд от экрана компьютера, улыбаюсь
дежурно и вскоре продолжаю работу, как будто
ничего не произошло. Или хвалю, словно он вытер
пыль с пианино и добровольно подмел пол. Сколько
раз так бывало!
И редко когда удается, взглянув на себя со
стороны, осознать, сколько откровенного
безразличия и настоящего занудства в наших
безобидных ответных репликах, скупых словах и
молчании. А чем старше дети становятся, тем
неинтереснее они для нас бывают. И в самом деле:
все, что им еще предстоит, мы давно прошли,
пережили, выучили. А тут они опять повторяют наши
ошибки, опять учатся, но не езде на двухколесном
велосипеде, не пузыри мыльные выдувать и не через
веревочку на одной ножке прыгать, а любви и
нелюбви к ближнему, зависти, щедрости,
откровенности, сребролюбию, трусости и тому, как
все это преодолеть.
Мы умеем быть друзьями маленьким детям: нам это
легко дается, вернее, это вообще легко – любить и
дружить с маленькими. Помогаем лепить из
пластилина зайчиков, учим клеить гербарии из
осенних листьев, жалеем и утешаем, когда им
страшно или больно. Но жалости и сострадания
старшие дети от нас, бывает, не видят вообще.
Только сухие рапорты, сообщения, политинформации
на ходу и критика, критика, критика без конца и
меры.
И не то чтобы мы их не любили, как раз наоборот.
Уверены, что любим и хотим добра. Вот только
выходит, что либо наши с ними представления о
добре слишком разные, либо цели наши абсолютно
противоположны.
И в самом деле, восклицаем мы в сердцах, что это за
цель – научиться свистеть! А для него-то это как
раз что ни на есть цель! Он так искренне хотел
научиться, репетировал втайне от всех, боялся,
что не получится. И предположить не мог, наверное,
что нам все равно.
Странные мы, видимо, люди, с точки зрения детей.
Скучные, однообразные, ленивые и угрюмые. Даже
порадоваться искренне не умеем. Или разучились. А
может, запретили себе уметь. Все равно странно.
И цели у нас тоже очень взрослые. Хотя мы их для
детей и за детей формулируем. К примеру, сын в
футбол любит играть, а мы его языки заставляем
учить во имя достижения той самой цели, которую
мы выдаем не за свою, а за его личную цель. Будто
не понимаем, что одно другому не помеха и не
альтернатива, а самое что ни на есть дополнение.
Как, впрочем, не понимаем и того, что нужно не
столько решать все за детей, сколько быть рядом с
ними, помогать им, когда приходит время делать
выбор, и слушать, слушать, слушать… пока наконец
не поймем, зачем им нужно то, а не это.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|