Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2002

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ В ИНТЕРНЕТЕ 

Консультант
Ирина ХОМЕНКО,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики
РГПУ им. А.И.Герцена
Санкт-Петербург

Не реви, давай работать!

Такая фраза, сказанная ребенку в спортивной секции, кажется нам нормальной. А если дело касается уроков и говорит ее не тренер, а учительница?..

Несчастная мама. Музыкальная школа. Обычный ребенок женского пола, 6 лет, музыкой занимается охотно, но в этот раз не выучила как следует этюд, а учительница с милой улыбкой раз пятнадцать сказала: «Скоро оценочки ставить начнем, вот гуси к нам в гости и поплывут». На очередной ошибке дочка разревелась. Тогда ей предложили собирать слезы в чашку. А на мое замечание, что не стоило бы так с ребенком обращаться, учительница жутко обиделась и посчитала, что я к ней цепляюсь.
В завершение эта учительница не поставила оценку, а сказала: «Дома подумаешь и сама поставишь». На что дочка ответила, что вообще кол себе поставит, и отвернулась. Учительница еще больше возмутилась таким поведением.
Не хожу я никогда на эти уроки, а вот сегодня дернуло меня заглянуть...

Ирина Хоменко. Постараемся быть объективными.
Все участники этой истории хотят заниматься музыкой, да?
Я вижу здесь два пути: либо преодолеть ситуацию, либо выйти из нее (сменив учителя). Второй путь, насколько мне известно, не рассматривается вами серьезно, значит, нужно подумать, как оптимально пройти первый.
Отстранимся.
Что произошло? Ребенок не сильно хорошо подготовился к занятию; учитель иронизировала по этому поводу; девочка иронии не выдержала, а мама не выдержала слез дочки.
То есть давление учителя (его реакция) оказалось сильнее, чем психологическая устойчивость других участников. Поскольку менять учителя сложно, надо подумать о том, как относиться к ее методам обучения.
Кстати, о методах.:)
Не знаю почему, но хорошие знания дают именно строгие, уверенные в себе учителя, умеющие заставить (о, ужас!) детей наступить на собственные слабости и... разозлиться. Особенно, мне кажется, это чувствуется в спорте. Там крики нередкая вещь. Популярна идея: “Не реви, давай работать!”
Что происходит здесь с детьми? Они верят, что это для их же блага. И верят потому, что им тоже нужен результат. Потому и терпят. Кто не может терпеть – уходит из спорта (из студии, из науки и т.д.).
Еще очень часто бывает, что уровень опеки (бережности к чувствам ребенка) в семье и у учителя разный. Учитель (на своем месте) видит разных детей, а потому он привыкает к определенному уровню «стрессоустойчивости» детей, и менее «стрессоустойчивые» дети начинают его раздражать.
Если ребенок так и не сможет адаптироваться к такому стилю отношений, он сам не пойдет туда больше. И никакими методами его не заставишь. Надо только дать возможность ребенку сделать выбор самому.
А теперь ближе к теме.
Что бы сделала я, окажись на вашем месте? В моей жизни было два подобных случая. И в них я поступила по-разному.
История первая. Сыну четыре года, отдали по рекомендации отличному учителю музыки – творческому, работающему в престижном месте и т.д. Через некоторое время сын, до этого момента просто обожавший занятия, заявил, что не пойдет туда никогда. Мы уговаривали, пытались понять – безрезультатно. В конце концов выяснилось, что она его била по рукам (когда он вертелся и не слушал музыку). Естественно, с этой учительницей мы вежливо простились.
Второй случай – в школе. В одной ситуации, когда на сына и его друзей несправедливо (как оказалось впоследствии) “наехали” и мы сгоряча хотели перевести его в другую школу, – он категорически отказался.
И тогда мы стали думать, как ему относиться к учителю, поступившему с ними вот так неприлично. (Кстати, одного из мальчиков родители все же из школы забрали.)
То есть мы попытались научить его относиться к человеческим “слабостям” так, чтобы его они не задевали.
Здесь работает идея «фильтров». Знаете, когда ситуация “распакована”, когда ребенок понимает, почему учитель ведет себя так или эдак, деформация его психики не слишком сильна. Повторю: надо знать, ради чего это терпеть.
Если желание учиться музыке сильнее психологического дискомфорта – вперед, пробуем преодолеть.
Если нет – увы, ищем другие пути самореализации либо других исполнителей-проводников.

Кстати, чем уж так хороша эта учительница? Может, у нее неспроста такой высокий рейтинг? Либо те результаты и та цена, которую платят за них другие, – не для вас?
Про методы вашего учителя пару слов скажу. То, что она дала возможность ребенку выставить себе оценку самостоятельно, – на мой взгляд, очень правильно. Дочка сама могла посмотреть на свою работу (а не на поведение) со стороны. А вот публичная демонстрация своей иронии, унижение ребенка при посторонних – это уж, как говорится, ни в какие ворота... И не только для учителя.

А дочке в таком случае я бы сказала: «Не переживай! Это бывает! Ты недостаточно хорошо подготовилась, Мариванна не сдержалась, а я хотела тебя поддержать… Видишь, все хотели как лучше, а получилось, что поссорились. Так бывает. Давай лучше еще позанимаемся и докажем Мариванне, что она зря на тебя сердилась. Ты же у нас умница. Правда?»

Несчастная мама. Спасибо вам за участие. С ребенком все более или менее прояснилось. Уходить или менять инструмент (учителя сменить нельзя) она не хочет. Сказала, что постарается не плакать...
Дайте еще совет, пожалуйста. Как теперь мне строить отношения с учителем. Я могу свести наше общение к минимуму, но устраниться навсегда я не смогу.

Ирина Хоменко. Устраняться и не надо! Все же учительница в данном случае нужна вам больше, чем вы ей. А потому – нужно подумать о том, как использовать ее возможности. Подход потребительский, но что поделать?!:)
На мой взгляд, вам нужно обязательно встретиться с учительницей еще раз.
С точки зрения психологии незавершенное действие помнится долго (есть такой «эффект Зейгарник»), а значит, если вы не определите позиции совместно, то каждая из сторон будет еще долго тянуть шлейф этого инцидента.
Можно подойти к учительнице и сказать с беспокойством в голосе: “Знаете, я все никак не могу успокоиться после того случая... Может быть, вы посоветуете, как лучше заниматься с дочкой, ведь она так увлечена музыкальными занятиями! Просто у нее не все получается так быстро, как хотелось бы!”
Здесь, на мой взгляд, сам текст вообще не важен! Важно ваше желание как-то повлиять на ситуацию и приложить для этого некоторые усилия. Я думаю, и сама учительница переживала и сделала какие-то выводы для себя. А потому главное – снять напряженность, от этого будет легче в первую очередь ребенку.
Не исключено, что учительница в случае вашего “исчезновения” из поля зрения еще долго будет пытаться доказать вам, что тогда была права она, а не вы и дочка.
Увы, это довольно частая реакция людей на конфликт. Поэтому все же лучше как-то “закрыть дело” с пользой для всех.

Какие здесь уроки?
1. Учитель поймет, что вы – человек, способный к компромиссу. И вам не надо ничего доказывать.
2. Дочка перестанет быть “орудием доказательства”.
3. Вы покажете ребенку, как можно решать конфликтные ситуации.
4. У вас не будет репутации “скандальной мамы”, которая может повредить вашему ребенку при приеме в школу и общению с учителями. Как правило, такая информация распространяется среди коллег очень быстро.
5. При таком подходе есть надежда, что учителя замучает совесть и впредь она постарается загладить вину более терпеливым отношением именно к вашему ребенку.
Успехов!

По материалам форума «Мир детей»: http://iinsd.net/forum/


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru