ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
МЕРИДИАН
Какое место в школе должно занимать
религиозное образование? Этот вопрос сегодня
вызывает в России все больше споров. Вводить или
не вводить уроки Закона Божия, или называть их
иначе, или оставить их факультативами? Мы
пытаемся найти ответ, опираясь либо на
собственное видение сегодняшней политической
ситуации в стране, либо на общие демократические
принципы, либо на традиции, которые мы утратили
почти столетие назад. У нас нет реального опыта
сосуществования религиозного и светского
образования в современной школе. Но этот опыт
есть у большинства других стран, и если к нему
присмотреться, возможно, у нас исчезнут и
излишние опасения, и излишние иллюзии. Да, во
многих государствах религия играет важную роль в
школьной жизни, кое-где без нее школа почти
немыслима. И все-таки даже в конфессиональных
школах религиозное образование не диктует свои
правила светскому. Думается, для нас было бы
очень важно понять, как достигается это
равновесие в системах образования разных, и не
только христианских, стран.
На границе между религией и
образованием
В каждой стране эта граница проведена
по-своему.
Всюду она вызывает споры.
И все-таки это всегда открытая граница...
Религиозное образование в зарубежной
школе
Вопрос о религиозной или
религиоведческой составляющей государственного
образования на протяжении последнего
десятилетия остается в России весьма актуальным.
Мы до сих пор не можем окончательно уяснить,
каким образом следует совместить
конституционные гарантии свободы совести и
светские принципы средней школы.
Многоконфессиональный характер российского
общества только усложняет поиски оптимального
решения.
Именно поэтому для нас так важен опыт крупнейших
стран Запада и Востока, на разных этапах своей
истории решавших сходные проблемы.
Религиозное образование в школах
Великобритании
В Великобритании, старейшей демократии
Запада, наряду с христианством ведется
преподавание и других вероучений, имеющих в
стране своих последователей: буддизма, иудаизма
и ислама. При этом в стране разработана
уникальная методика построения
религиоведческих дисциплин, при которой не
обсуждаются достоинства того или иного
мировоззрения, а лишь предлагаются к изучению
его основные принципы.
Система религиозного образования на Британских
островах строилась в несколько этапов. Важнейшим
из них стал закон об образовании 1944 года.
Закон об образовании 1944 года и проблемы
преподавания основ религии
В середине ХХ века, когда большинство
интеллектуалов Запада настаивали на
исключительно светском характере образования, в
Британии консервативное правительство сделало
все от него зависящее, чтобы сохранить для
английской школы базовые христианские
нравственные ценности.
Согласно закону от 1944 года преподавание основ
религии было признано обязательным как для
государственной, так и для церковной школы. К
тому же государство сохраняло свою поддержку
церковных школ.
25-я статья закона гласит: «Во всех школах, как
религиозных, так и государственных, учебный
процесс ежедневно начинается с богослужения. А
также во всех школах, как церковных, так и
государственных, учащиеся получают религиозное
образование”.
Религиозное образование и редакция
закона об образовании 1988 года
В законе об образовании 1988 года
религиоведческие дисциплины были введены в
число основных предметов. “В силу своего
специфического статуса религиозное образование
в школах является одним из фундаментальных
уроков. Программы, цели и формы экзаменов
религиозного образования не определяются со
стороны государства, но этот вид образования
имеет одинаковый статус с другими уроками”.
С конца 80-х годов в стране помимо христианства и
иудаизма широко стали преподаваться буддизм и
ислам. И характерно, что именно с преподаванием
ислама оказалось связаным большинство проблем.
Одна из принципиальных особенностей
преподавания религии в английской школе –
нейтральность. И как раз эта индифферентность,
отказ от обсуждения достоинств того или иного
вероучения вызвали недовольство британских
мусульман. В начале 1996 года родители 1500
учеников-мусульман из Батли, что в Западном
Йоркшире, где проживают большие компактные
группы выходцев из исламских стран, запретили
своим детям посещать религиозные уроки. По
словам одного из представителей мусульманской
общины, причина непосещения учениками
религиозных уроков кроется в том, что в школе-де
слишком много времени было отведено
преподаванию христианства и
педагогами-немусульманами обсуждались темы,
которые формировали ошибочное представление об
исламской религии.
Подобные демарши участились в 1999–2001 годах. Между
тем чиновники от образования опасаются отдавать
преподавание основ религии в руки
учителей-мусульман даже в районах со стабильным
исламским большинством, так как справедливо
полагают, что это может способствовать
фундаменталистской пропаганде в среде
английских школьников из мусульманских семей и
послужить источником межконфессиональных
конфликтов.
Общее и религиозное образование в
Германии
На основании 7-й статьи Конституции
Федеративной Республики Германии религиозные
уроки в государственных школах являются
обязательными. Однако посещение их учениками
признается свободным.
Эта статья гласит:
а) все образование и преподавание находится под
контролем государства; б) посещение или
непосещение ребенком уроков религии
регулируется мнением людей, занимающихся его
воспитанием (родителей); в) за исключением школ,
где проведение уроков религии необязательно, во
всех официальных школах проведение уроков
религии обязательно. Уроки религии находятся под
контролем государства и строятся на основе
принципов, которые определяет церковь. Ни один
педагог, не желающий преподавать религию, не
должен к этому принуждаться.
В официальных немецких школах ведется
преподавание католицизма и протестантизма.
Однако начиная с конца 90-х годов «Форум
национальных встреч Европы» получил право на
организацию сети исламского, буддистского и
индуистского образования. Иудейское образование
осуществляется по преимуществу в еврейских
культурных центрах и в специализированных
еврейских школах, которым государство оказывает
поддержку в соответствии с программой по
ликвидации последствий нацистского террора.
Религиозное образование в Бельгии
В муниципальных, государственных и
специальных школах Бельгии каждому ученику
предлагается выбрать один из курсов: католицизм,
протестантизм, ислам или иудаизм. Детям же из
атеистических семей приходится посещать
специальные уроки морали.
Среди бельгийских спецшкол видное место
занимают конфессионально ориентированные
учебные заведения, как, например, единственная в
стране мусульманская школа «Аль-Газали»,
расположенная в Брюсселе.
Программа этой «свободной конфессиональной
школы» помимо базового компонента, обычного для
франкофонской Бельгии, включает в себя
преподавание основ ислама и арабского языка. На
январь 2002 года в школе учились около 1000 детей
эмигрантов из стран мусульманского Востока.
Помимо исламских в Бельгии широко
распространены иудейские (Гент, Брюгге) и
православные (Брюссель) школы. Вокруг
существования этих школ в стране в начале 90-х
годов проходила серьезная дискуссия. Некоторые
специалисты в области образования опасались, что
обучение в таких конфессионально
ориентированных школах будет способствовать
маргинализации этнических общин, их отчуждению
от бельгийского общества. Однако прошедшие
десятилетия дали основание предположить, что эти
страхи оказались напрасными. К примеру, 40% детей
из социально наиболее уязвимой среды, ставших
выпускниками мусульманской школы, поступили в
высшие учебные заведения.
Религиозные права учащихся в
государственных школах США
На протяжении ХХ века в Америке шла
постоянная борьба за расширение сферы
религиозного образования в государственной
школе. Итогом многочисленных судебных слушаний
стала совокупность норм, гарантирующих
религиозные права учащихся. Вот основные из этих
норм:
Школьники могут совершать богослужение в
одиночку или группой, обсуждать со сверстниками
религиозные темы.
Школьники могут совершать богослужение в
школьной столовой и общих залах громко вслух или
тихо. Школьное руководство не может проводить
какое-либо религиозное мероприятие. Но если
какая-либо религиозная группа желает арендовать
определенную часть школьной территории,
руководство школы может сдать в аренду этот
участок на таких же условиях, как и другим
организациям.
Суды страны на протяжении многих лет вынесли
различные решения о проведении религиозных
мероприятий в школах. Поэтому каждая школа для
изучения законов своего штата должна обратиться
к правоведам.
Учителя не должны вмешиваться в проведение или
непроведение школьниками религиозных
мероприятий. Учителя не могут участвовать в
проведении религиозных мероприятий во время
уроков, но могут принять участие в разрешенных
специальных мероприятиях, проводимых в учебных
комнатах.
В школах ученику может быть дана религиозная
информация, но школа не обязана обучать ученика
религии. На основании решений, принятых
Верховным судом, образование не может считаться
законченным без изучения истории религий,
влияния религии на гражданскую позицию и других
тем. Без религиозной дисциплины невозможно
обучение искусству, музыке, литературе и другим
общественным урокам. В школах может
преподаваться история религий, конфликтное
религиоведение, Библия и ее содержание.
Одновременно ученикам нужно разъяснить роль
религии в Америке и в мировой истории.
Ученики могут проявлять свои религиозные
убеждения в домашних заданиях, предметах своего
труда. Это их конституционное право. Учитель не
имеет права изменять или поправлять религиозное
мировоззрение, выраженное учениками в этих
заданиях. В средних школах религиозные клубы
имеют те же права, что и все другие клубы. Они
могут проводить мероприятия во внеурочное время
на школьной территории, но учителя не могут стать
членами этих неофициальных клубов. Люди, которые
не являются учениками школы, не могут руководить
или принимать участие в деятельности таких
клубов (священнослужители не допускаются в
школу!).
Размышляя над ограничительными формулами
американского права, категорически не
допускающего систематического преподавания в
государственной школе той или иной конкретной
религии, мы должны иметь в виду, что они ни в коем
случае не носят атеистического,
антирелигиозного характера. США формировались
как страна сект, и осторожность американских
юристов в деле правовой поддержки религиозного
образования во многом связана с исключительным
конфессиональным и этническим разнообразием
американского общества. И, разумеется, никто не
мешает этнической или конфессиональной общине
создавать свои частные школы, если, разумеется,
они включают в себя федеральный образовательный
компонент.
Преподавание религии в турецкой школе
Исключительный интерес для российской
образовательной политики представляет и
преподавание религии в турецкой школе. С одной
стороны, в отличие от Российской Федерации и США
Турция – страна моноконфессиональная. Но с
другой – с начала 20-х годов республиканские
власти взяли здесь курс на последовательную
секуляризацию, отделение школы от исламских
институтов. Преподавание религии исчезло из
программ средних учебных заведений и было
заменено курсами гражданственности и этикета.
Более того, навязчивая пропаганда мусульманских
ценностей преследуется и по сей день. Так,
например, в 2001 году Высший комитет по образованию
Турции издал распоряжение о прекращении на один
год занятий в университете “Аль-Фатих”,
основателем и ректором которого является
известный мусульманский ученый Фейтхуллах
Гюлен. Согласно официальной реляции властей
“данный указ вызван тем, что руководство
университета не раз нарушало светские законы
страны и отказывалось консультироваться с
комитетом в принятии важных решений
относительно образовательной системы учебного
заведения”.
Однако ныне это скорее исключение, чем правило. В
целом, по мере того как основные цели
секуляризации были достигнуты, основы ислама
возвращались в школьные и университетские
программы. В 24-й статье конституции 1982 года
говорится: “Уроки религиозной культуры и знания
о моральном поведении входят в число
обязательных уроков, проводимых в системе
начального и среднего образования”.
Согласно этой статье в лицеях, начальных и
средних школах преподается обязательный предмет
под названием “Религиозная культура и этикет”.
По желанию учеников «основы религии» могут
изучаться и в старших классах.
Мировой опыт свидетельствует, что вопреки
интеллектуальной моде и политическим
потрясением преподавание основ религии
составляет неотъемлемую часть базового среднего
образования. Полиэтничность и
поликонфессиональность общества не могут здесь
становиться препятствием – они влияют только на
форму, но никак не на содержание современного
религиозного образования.
Подготовлено по материалам «Фонда
помощи молодежи»
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|