ОРИЕНТИРЫ
Школа:
новая система координат
Часть пятая. ОБЩЕСТВЕННОЕ
ДВИЖЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ
Время эффективного влияния
общественно-педагогического движения на
образование России наступит, с моей точки зрения,
лет через десять– пятнадцать.
При условии, что сегодня, завтра и послезавтра мы
будем напряженно работать над созданием в
образовании гражданских институтов
образовательной политики.
Ведь если мы будем создавать гражданские
институты в образовании, тем самым через школу
гражданское общество будет расти и развиваться.
Обратное верно: если мы не будем работать над
созданием гражданских институтов в образовании
– гражданского общества в России не будет.
Неведомственная линия
После общественно-педагогического
ренессанса конца восьмидесятых, приведшего к
созданию Творческого союза учителей СССР и
прерванного распадом империи, в середине
девяностых и начале нового века общественная и
политическая ситуация в России определяется, на
мой взгляд, движением страны к гражданскому
обществу. А развитие образовательной инициативы
идет скорее по ведомственной линии, чем по
вневедомственной.
Сама по себе ведомственная система, в силу своей
закрытости и стремления сохраниться в качестве
монополиста на поле образования, не
заинтересована в том, чтобы общественные
институты влияли на развитие образовательной
политики. Пока не заинтересована. При этом я имею
в виду не руководство: министр и его замы, вполне
возможно, ничего не имеют против мощной и
влиятельной общественной составляющей
управления образованием. И даже очень много
делают для поддержки профессиональной
инициативы: в частности, министерство выделяет
из средств Федеральной программы развития
образования огромные деньги на развитие
эвриканской сети ФЭП.
И я уверен, что это первая ласточка, что через
несколько лет объемы государственного
финансирования профессионально-общественных
инициатив будут составлять основную часть
федеральных программ.
Тогда, надо полагать, сменится депутатская и
ведомственная элита в образовании, но на
авансцену образовательной политики выйдут не
они, а гражданские объединения: родительские
союзы, попечительские объединения, ассоциации
предпринимателей, бизнес-клубы, а также
профессиональные круги.
И от этого принципиально изменится сама
образовательная политика: ее предметом станет не
принятие ведомством «правильного» решения, а
согласование позиций многообразных
общественно-образовательных институтов.
Недавно министр образования Великобритании
посетовала во время встречи со своим французским
коллегой, что для принятия любого мало-мальски
серьезного решения в области образовательной
политики ей надо согласовать точки зрения более
чем 2500 образовательных союзов и объединений. И
что в этом-то собственно и состоит ее работа.
Я не уверен, что мы уже приблизились к такому типу
управления образованием, но начало положено.
Только партнеры по согласованию носят пока не
совсем еще гражданский характер: думский
комитет, крупные партии, региональные
администрации, профсоюзы, влиятельная пресса.
При всем моем уважении все это не столько
гражданские объединения, сколько институты,
приватизировавшие общественное мнение в
отсутствие реальных гражданских объединений.
Все мы: журналисты, депутаты, министры, политики
– имеем право лишь выражать мнение граждан,
служить для них средством реализации их
потребностей, в образовании в частности.
…Лет 15 назад главный редактор «Учительской
газеты» Владимир Матвеев принимал у меня
материал о клубах творческой педагогики
«Эврика». Материал назывался первоначально
«Общественное движение в образовании». Главный
редактор посоветовал мне сменить заголовок: он
посчитал, совершенно справедливо, что дразнить
гусей еще рано и вместо «общественного движения»
можно для начала назвать проще –
«неведомственная линия», чтобы постепенно
вводить в обиход представление о том, что в
образовании кроме государства есть еще и другие
игроки.
Прошло 15 лет, и этот шаг, с нашей точки зрения, уже
сделан.
Неведомственная линия стала реальностью.
Теперь уже можно переходить к обсуждению
общественного движения.
Гражданский образовательный союз
Идея общественного влияния в
образовании сегодня, на мой взгляд, состоит по
крайней мере из двух частей.
Первая: профессиональное сообщество. Вторая:
гражданские образовательные институты.
Сразу скажем: общественное движение
предполагает союз первых и вторых.
Мы убеждены, что дальнейшее становление порознь
профессионального сообщества и гражданского не
приведет к усилению общественного влияния в
образовании.
При этом, конечно, существование
профессиональных ассоциаций, и особенно сетей, а
также образовательных объединений граждан само
по себе крайне важно.
Но при этом главной целью общественной линии в
образовании является, с нашей точки зрения,
составление и принятие
общественно-образовательного договора.
Что может стать предметом
общественно-образовательного договора?
Прежде всего – общенациональные цели системы
образования.
Как это ни прискорбно, но сегодня важнейшую
гуманитарную и общекультурную миссию
определения целей системы образования выполняют
либо чиновники, либо предметники-методисты. А тем
временем в России переизбыток дипломированных
специалистов существует одновременно с сильным
дефицитом квалифицированных кадров по тем же
специальностям.
Усиление финансирования образования не приводит
к адекватным улучшениям.
Уникальные российские технологии
«общественного финансирования» школы приводят к
росту раздражения граждан, агрессии по отношению
к школе.
На днях я участвовал в Красноярске в
интерактивном опросе телезрителей телекомпании
«Афонтово» на тему «Готовы ли вы платить за
образование ваших детей?». Более 60% телезрителей
ответили: «Нет».
И это, на мой взгляд, типичная картина.
Заметьте, вопрос был не о том, есть ли у граждан
средства на оплату, а готовы ли они это делать.
Не готовы, потому что в такое образование
вкладывать средства бессмысленно. Качество
образования таково, что, несмотря на все победы в
международных олимпиадах, жизненного успеха,
благополучия оно не дает.
То есть граждане не воспринимают образование как
сферу своих инвестиций. И не будут воспринимать,
пока сами не станут «акционерами» системы
образования.
Не в прямом смысле, а в качестве участников
определения целей, направлений образовательной
политики, приоритетов расходования бюджетных
средств и даже кадровых назначений.
Для эффективного участия граждан в
образовательной политике необходимы
специальные гражданские институты, такие,
например, как союзы попечителей, родительские
союзы, партнерства бизнеса и образования.
С другой стороны, профессиональные сообщества
могут взять на себя ответственность за
содержание образования.
С моей точки зрения, реформа содержания
образования – это не разработка виднейшими
специалистами оптимального учебного плана или
набора образовательных областей и их структуры.
Реформа содержания образования – это развитие
профессиональных сообществ как ответственных за
это самое содержание образования. В
классно-урочной школе, там, где сохраняется
учебный предмет, уровень, объем и структура
математики определяться могут ассоциацией
математиков. Они же устанавливают минимальное
содержание, и они же утверждают правила
аттестации учителей математики.
Тогда профессиональные ассоциации становятся
ответственными институтами образовательной
политики.
Между гражданскими институтами – союзом
попечителей региона, например – и
профессиональными ассоциациями – эвриканской
сетью экспериментальных площадок, например – и
может заключаться общественно-образовательный
договор.
И не только относительно целей, а еще и
относительно продолжительности обучения в
школе, относительно бюджета образовательных
программ, относительно способа перехода из школы
в вуз, относительно того, кто и как распоряжается
школьными деньгами.
Этот общественно-образовательный договор –
ориентир для властей.
В этом и состоит суть гражданского общества.
…Гражданский образовательный союз – это пока,
наверное, скорее метафора, чем реальность.
А может быть, и нет, может быть, и не стоит ждать
10–15 лет, чтобы сменилась
ведомственно-законодательная элита, может быть,
уже сегодня общественное движение в образовании
готово стать общегражданским образовательным
союзом?
Как вы думаете?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|