КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ПЛЮС-МИНУС ТВ
Александр АВДЕЕНКО
Хитрость в процентах
Журнал «Итоги» регулярно печатает
статистические выкладки компании Гэллап медиа,
отслеживающей рейтинги самых популярных
телепрограмм и долю зрителей, одномоментно
отдающих предпочтение той или иной программе.
Если в них покопаться, много интересного можно
обнаружить. Ну, во-первых, что Москва – еще не вся
Россия. Это же относится и ко второй, невенчанной,
столице – Санкт-Петербургу. За исключением
новостных программ вкусы публики не так часто
совпадают на просторах необъятной родины и в
скученных лабиринтах мегаполисов. Во-вторых,
понять, отчего так происходит, иногда вряд ли
удастся, хоть лоб расшиби. Скажем, почему вдруг
38,94 процента петербуржцев было не оторвать от
экрана во время трансляции хоккейного матча
Белоруссия – Канада, а в других регионах он не
попал даже в топ-двадцатку? Или почему на тех же
брегах Невы лидером кинопоказа стала «Операция
“Ы”», объединившая 27,39 процента всех зрителей, а
в России, хоть и собрала почти на девять
процентов больше, оказалась на одиннадцатом
месте, пусть и опережая лидера – фильм «Офицеры»
на целый процент? Но чем доля отличается от
рейтинга, а рейтинг от доли – понять без
специального образования нелегко.
С начальными арифметическими навыками еще можно
догадаться, что доли в одну треть для огромного
города и огромной страны будут сильно отличаться
в поголовном подсчете зрителей. Раз эдак в
тридцать при грубом прикиде. Что же касается
рейтинга, то он за вычетом несмышленых граждан
младше четырех лет складывается у
телестатистиков тоже из процентных ставок. Одно
дело – сколько народа сидит у экрана и совсем
другое – сколько этого народа вообще имеется в
наличии.
По этой бухгалтерии 90 процентов столичных
жителей не хотят стать миллионерами. То ли потому,
что уже стали, то ли потому, что стремятся к этому
и не желают транжирить время, которое деньги, на
просмотр передачи «Кто хочет стать миллионером?».
Оставшаяся десятая часть граждан белокаменной
превращает передачу с Максимом Галкиным в самую
рейтинговую московскую программу. Между прочим,
эта десятая часть опять же составляет едва ли не
половину всех зрителей, вперившихся в экран.
Такая вот хитрая процентовка.
Вообще же если отвлечься от мелочных подсчетов и
ухватить суть происходящего, то смышленая часть
населения старше четырех лет страсть как любит
игры. Видно, вволю не наигравшись в детстве, она
восполняет пробел в развитии – львиную долю
развлекательных рейтинговых передач составляют
игры. Причем игры на деньги. Маленькие по
сравнению с призовыми, причитающимися
победителям западных игровых шоу ( а почти все
наши телеигры – кальки с западных образцов). И
огромные в сравнении с нашими зарплатами и
уровнем жизни.
Когда-то игру на деньги первым ввел Владимир
Ворошилов в «Что? Где? Когда?», заменив
переставшие быть дефицитом книги на ставшие
дефицитом денежные знаки. Недавно по телевидению
показали фильм, посвященный нашему самому
телевизионному из всех режиссеров, когда-либо
работавшему по ту сторону экрана. В этом фильме
звучит кредо мастера: «Игра – это репетиция
жизни». Но насколько же это кредо отличается от
того, что предлагает нам сегодняшнее ТВ. Для
Ворошилова азарт, накал страстей был немыслим
без интеллектуального наполнения игры. Ему
удалась редчайшая вещь – процесс мышления и
поиск истины он сделал наглядно зримыми и
увлекательно интересными. Не только получить
ответ, но и вовлечь зрителя в процесс принятия
единственно верного решения – вот что ставил он
своей задачей. И при этом решал много других
задач, можно сказать, воспитал генерацию умных,
находчивых и привлекательных молодых людей.
Представляю, как тот же самый Александр Друзь,
словно орешки, щелкал бы вопросы из бесконечных
викторин на деньги что у Галкина, что у Диброва,
что у Цекало, что у Киселевой. Но он тут не нужен.
Один из мастодонтов телевизионных шоу,
выигравший подряд немыслимое число «Своих игр»
Аркадий Вассерман, сказал в интервью, что
телевидению не нужны умные и знающие люди. Там
считают, что когда вопросы слишком сложные и
специальные, то публике это неинтересно и она
охладевает к зрелищу.
Остатки порядочности в отличие от телевидения у
нас еще есть. Как ни стараются ведущие расколоть
своих подопытных на алчность или слабину,
большинство не раскалывается. Может, и поддались
бы на уговоры, да перед честным народом стыдно.
Двадцатидвухлетняя провинциалка на днях
отказалась от ста тысяч, которыми шелестел перед
ней ведущий. Дескать, вы заслужили, а команда тут
ни при чем. Девушке стыдно продаваться за деньги,
телевидению понуждать к этому – нет. Кто
проиграл – нормальному человеку ясно. Но не на
таких рассчитаны новые телевизионные примочки.
«Это всего лишь игра», – часто говорят сегодня с
экрана. Стоило бы почаще вспоминать слова
Владимира Ворошилова, вкладывавшего в это
понятие совсем другой смысл.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|